Стали известны подробности уголовного дела бывшего главы администрации Ступинского сельского поселения Рамонского района Александра Ситникова, которое было возбуждено около года назад. Ему инкриминировалась подделка документов при махинациях с земельными участками. Источники в правоохранительных органах познакомили с уморительными результатами громкого процесса. Примечательно, что не последняя роль в нем досталась председателю райсуда Виталию Зубову.
Уголовное дело против Ситникова возбуждалось по материалам ФСБ. Источники в правоохранительных органах фабулу инкриминируемого главе преступления изложили так. Осенью 2008 года житель Рамони Владимир Самойлов, хорошо известный как Самоха, обратился к знакомому Ситникову (Симок) с просьбой помочь ему оформить право собственности на участок площадью около 2 га из категории земель сельхозназначения, расположенных у границы села Ступина, что неподалеку от реки Воронеж. Знакомый Самойлову геодезист Алексей Малеев разбил выбранный участок на несколько кусков по 15 соток и подготовил их к постановке на кадастровый учет. После чего нашлись несколько граждан, которые согласились предоставить свои паспортные данные для регистрации прав собственности на сформированные куски. Копии их паспортов передали Александру Ситникову. Последний приказал своему заму Ольге Верещагиной внести в похозяйственные книги, ведущиеся в администрации, подложные записи о том, что указанные лица несколько лет назад проживали на территории поселения и им предоставлялись в собственность участки по 15 соток.
Среди граждан, предоставивших свои данные, оказались Ольга Рубцова -- замдиректора местного филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" (ее муж Владимир - директор филиала), Михаил Шнейдер -- один из руководителей территориального отдела Роснедвижимости, Любовь Самойлова -- специалист канцелярии райсуда, Алексей Брыкин -- сотрудник РОВД (его супруга работала госрегистратором) и Иван Кудаев, больше известный как Барс. Взамен на оказание содействия со стороны граждан им были обещаны искомые земли.
На основании записей в похозяйственных книгах были изготовлены выписки, что упомянутые люди имеют в собственности участки. Получив бумаги, Самойлов передал их Рубцовой -- в кадастровую палату. Затем, согласно установленному порядку, кадастровые паспорта утвердил Шнейдер. Тогда документы передали в местный отдел Росреестра. Впоследствии большая часть участков, на основании договоров купли-продажи, перешла в собственность Самохи, за исключением земель, перепавших Рубцовой, Шнейдеру, Брыкину и Кудаеву. Все договоры, по мнению правоохранителей, были фиктивными, составленными для переоформления прав. В них указана минимальная стоимость участков (ради уклонения от уплаты налога): 10 -- 20 тыс. рублей. Реальная же стоимость земли вдоль реки Воронеж в Рамони начинается от 500 -- 700 тыс. за участок.
В октябре 2010-го дело передали в райсуд. 1 ноября его рассмотрел председатель суда Виталий Зубов. Его определением уголовное преследование главы поселения прекращено в тот же день -- за деятельным раскаянием обвиняемого. Ситников был освобожден от наказания. Прокурор и администрация района (в качестве потерпевшего) не возражали.
Удивительно: в вину Ситникову вменялась подделка 13 выписок из похозяйственных книг, которые впоследствии использовались при регистрации прав собственности на участки. Как выяснилось, главе вменялось нанесение ущерба муниципалитету в сумме всего 87,1 тыс. рублей (по 6705 рублей за каждый из 13 участков). По версии следствия, Ситников был полнейшим бессребреником, денег и других благ за подделку выписок не получал, а действовал исключительно с намерением благоустроить родное село. Естественно, с помощью тех граждан, в интересах которых подделывались документы.
Те, кто расследовал служебный подлог главы поселения, в результате выделили уголовное дело по признакам мошенничества в отдельное производство и направили по подследственности в Рамонский РОВД. Причем главной фишкой следствия стала так называемая "оценка стоимости материального ущерба" в 6705 рублей за каждый из 13 участков. Предлог, по которому не была произведена рыночная оценка, смехотворен: не нашлось нескольких тысяч рублей на ее оплату. А от оценки, очевидно, зависит не только ущерб, который подлежит возмещению, но и квалификация преступления.
В Рамонском РОВД проверку материалов по признакам мошенничества ведет отдел дознания (в связи с малозначительностью материального ущерба). Но уголовное дело до сих пор не возбуждено. Солидарное нежелание администрации района и местных правоохранителей проводить рыночную оценку похищенных земель понятно: осудить таких информированных людей, как Рубцовы и Шнейдер, наверное, чревато слишком громкими раскаяниями. Например, в том, что выдачу поддельных выписок из похозяйственных книг практикуют во многих других сельских поселениях района -- в Яменском, Новоживотинновском, Комсомольском. Да, в общем, всюду, где имеются коммерчески привлекательные участки. А решения Рамонского райсуда, кажется, стали инструментом по захвату земель едва ли не в промышленных масштабах.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский курьер".