Публично история началась с заявления облпрокуратуры о том, что горадминистрация допускает многочисленные нарушения норм федерального закона о рекламе. В частности, 77 договоров на размещение конструкций заключены без проведения торгов, ограничивая конкуренцию и нарушая права предпринимателей. Правоохранители требовали, чтобы мэрия аннулировала разрешения на установку рекламы, если они выдавались без участия в специальном аукционе. По данным прокуратуры, в нарушение законодательства было заключено более 3 тыс. договоров о размещении конструкций, причем на участках, госсобственность на которые не разграничена. То есть, мало того, что специалисты мэрии не довели рекламные дела до торгов, так еще и распорядились участками, за которые отвечают их региональные коллеги.
Отдельно отмечалось, что на начало лета более 500 перетяжек размещались с нарушением требований ГОСТа, по которым средства наружной рекламы не должны находиться над проезжей частью. Хотя президент ассоциации операторов наружной рекламы Воронежской области Игорь Комаров тут же пояснил, что ГОСТ - Р 52044-2033, на который, демонтируя наружную рекламу, ссылаются чиновники, носит рекомендательный характер. В пункте 6.1 документа сказано: «Средства рекламы не должны быть размещены... над проезжей частью и обочинами дорог (кроме перетяжек в селитебных зонах)». А селитебные зоны — часть населенного пункта, предназначенная для жилых и общественно-деловых зон, дорог, улиц, площадей, кроме санитарно-защитных зон. Соответственно, ликвидация ряда объектов, мягко говоря, удивила операторов рынка.
Впрочем, по сообщениям прокуратуры, проверки выявили около 100 перетяжек и множество щитов, которые размещались вообще в отсутствие каких-то разрешений. А по 598 договорам задолженность перед бюджетом Воронежа превышала 28 млн рублей, по которым никто в суд не обращался. Правоохранители пришли к выводу, что бездействие чиновников нарушает экономические интересы самого муниципального образования. Мэру Сергею Колиуху было внесено представление о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Как следствие, Андрею Зоткину, директору МКП МТК «Воронежпассажиртранс» (на объектах которого и крепятся перетяжки), объявили выговор, а Сергея Бобровникова - начальника отдела рекламы департамента муниципальной собственности города - уволили. В итоге, за короткое время с проспекта Революции исчезли все рекламные перетяжки. Операторы обещали заявить на самоуправство властей в органы.
Пятого августа УФАС по Воронежской области возбудило дело в отношении гордумы по признакам нарушения части 1 статьи 15 закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающее конкуренцию действие или бездействие органов власти). А поводом послужила как раз жалоба ассоциации операторов наружной рекламы. В письме участников рынка, в частности, сказано, что органами местного самоуправления до настоящего времени не приняты нормативные акты, регулирующие порядок проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию конструкций на недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности. При этом основная часть договоров на эксплуатацию рекламных конструкций истекает в 2012 году. Дескать, при таких обстоятельствах операторы рынка наружной рекламы лишены возможности устанавливать новые конструкции и продлевать срок эксплуатации уже существующих «на легальных основаниях».
Президент ассоциации Игорь Комаров пояснил, что Воронеж – пожалуй, единственный во всей стране город областного значения, где не принят порядок проведения торгов по рекламе. При этом за последнее время противостояние с властями у операторов только усилилось, зачастую чиновники действуют вне рамок закона. «Мы обращаемся в полицию, она направляет нам отписки, которые затем оспаривает прокуратура, - рассказал Комаров. - Во вторник ночью представители МКП «Воронежпассажиртранс» демонтировали очередную рекламную перетяжку, причем находящуюся не на их опорах, а на собственных специальных конструкциях, и имеющую полностью законное разрешение. Полиция зафиксировала этот факт. Складывается ощущение, что руководитель МКП Андрей Зоткин уже совершенно распоясался».
Другие участники рынка сходятся во мнении, что пока в городе не разработан законный регламент по распределению мест под наружную рекламу, кто-то просто раздает участки по своему усмотрению – где вешать, где ставить конструкции – и ему, конечно, не выгоден механизм аукционов. А в Воронеже еще в начале текущего года эксплуатировалось более 2,5 тыс. рекламных конструкций, благодаря которым на рынке ежегодно прокручивалось около 600 млн руб. Причем в бюджет Воронежа от рекламы, по подсчетам ассоциации, поступало порядка 20 млн — только в виде платы за право размещения «наружки», еще около 13 млн получал от агентств «Воронежпассажиртранс» на развитие общественного транспорта.
Как поясняют в УФАС, признаки нарушения закона гордумой, действительно, усматриваются в непринятии нормативного акта, определяющего форму проведения торгов на заключение договоров на установку рекламы в Воронеже на участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности. Бездействие представительного органа может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления мест для рекламы. В гордуме нам сообщили, что официально документы о возбуждении дела в парламент еще не пришли. Однако известно, что проект необходимого документа уже готовится специалистами мэрии. В целом же данный вопрос чиновники и депутаты считают довольно сложным, так как муниципалитет, как известно, не может распоряжаться не разграниченной хоть и городской землей. Право на такие участки принадлежит областному департаменту имущественных и земельных отношений.
Стороннему наблюдателю может показаться, что тут ничего сложного нет. Региональному департаменту надо лишь грамотно передать полномочия муниципалитету по использованию не разграниченных земель для размещения рекламных конструкций. Но надо ли? Вопрос уже не только экономический, но и политический.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский курьер".