А вот ситуация с благоустройством дворовых территорий градоначальнику не понравилась. На улицах Среднемосковской, 7, и Никитинской, 23, недавно проведены работы по программе "250 дворов". Но новенький бордюрный камень быстро начал разрушаться. "То в дождь, прямо в лужи, ставят, то бросят посреди дороги, а водители на них наезжают", - сказали Колиуху граждане.
Говоря о качестве бордюрного камня, руководитель управления дорожного хозяйства и благоустройства города Александра Глотова отметила что договоры на поставку стройматериалов компания-подрядчик, выигравшая конкурс, заключает самостоятельно: "Большую часть бордюрного камня в Воронеж поставляет предприятие "Зенит-Черноземье". Не исключено, что само оно закупает его у других поставщиков. В отношении недобросовестных подрядчиков уже приняты меры. Их обязали переделать работу". "До тех пор, пока качество работ будет подвержено сомнению, они приняты не будут, -- подчеркнул мэр. -- В противном случае мы пойдем на самые жесткие меры -- вплоть до обращения в прокуратуру, чтобы в последующем сменить подрядчика".
Во дворе домов на улицам Желябова, 17, и Плехановской, 52, прямо около детской площадки на свалке гниет куча мусора. "Недоразумение, единичный случай", -- пояснил Александр Назаров, руководитель управы Центрального района. Правда, оказалось, что в следующем дворе, между домами №№ 18 -- 20 на улице Плехановской детская площадка выглядит еще хуже: она вмонтирована прямо в грунт, вокруг вздыблены куски старого асфальта, а сверху свисают сухие ветки деревьев. Главе управы был вынесен выговор. Аналогичные проблемы есть на левом берегу. Скажем, во дворе между домами № 13 на улице Циолковского и № 55 на Ленинградской относительно недавно организовали детскую площадку. И во время дождей туда упал, надломившись, старый тополь.
На нескольких основных объектах строительства - Адмиралтейке, площадях Ленина и Привокзальной, Кольцовском бульваре -- подрядчиком и поставщиком плитки является завод архитектурного бетона "Арбет" (его выручка от работ в рамках подготовки к празднованию юбилея Воронежа уже перевалила за 200 млн рублей). Он выпускает методом полусухого вибропрессования и виброформования. Продукция изготавливается на оборудовании немецкой фирмы Hess. По словам Алексея Пустовалова, начальника отдела сбыта, вибропрессованную плитку, превосходящую по качеству вибролитую, в основной массе и закупили для благоустройства города.
Технология изготовления тротуарной плитки при помощи вибропрессования известна давно. Производственная технология отработана, есть соответствующий ГОСТ. А вот производство с применением вибролитья - рационализаторская инновация (то есть рассчитанная на любителей сэкономить). Оно гораздо проще в технологическом плане, не требует дорогостоящего оборудования. Внешне отличить хорошую плитку от плохой непросто даже для специалиста. Большую роль играет точное соблюдение техусловий, которые приняты для производства тротуарного покрытия. Например, при чрезмерном количестве воды плитка приобретает гладкость и зеркальный блеск. Из-за чего зимой становится особенно скользкой и механические нагрузки переносит гораздо хуже. Помнится, именно такой непроизвольный "каток" появлялся на многих центральных улицах города во все последние зимы.
"На нашу плитку мы даем гарантию -- 200 циклов. Как она сохраняется, вы можете посмотреть на площадке перед Домом офицеров, на улице Манежной -- там мы проводили работы по укладке уже около десяти лет назад, -- сказал Пустовалов. -- Если же плитка быстро разрушается, значит, были нарушения в изготовлении или при эксплуатации".
Пройдя по улице Фридриха Энгельса, где сейчас укладывают плитку, нетрудно заметить, что лежит она по-разному. Где-то плотно прилегает и скрепляется заметным слоем цементно-песчаной смеси, а где-то связующий компонент отсутствует. По словам рабочих, плитку уже на этапе укладывания можно отличить по качеству. Даже в одной поставке часть ее крошится. Правда, вопрос также в том, кто и как обращается со стройматериалом. Например, во вторник после полудня плитку на улице Кольцовской укладывали островками. То есть ближе к железнодорожному вокзалу, у памятника Черняховскому, работы кипели, загорелые труженики изредка прятались от солнца в тени памятника полководцу. А вот у дома № 13 аккуратные упаковки плит ожидали своей участи среди раскуроченного асфальта, куч песка и бытового мусора.
Но наибольшее волнение горожан во вторник и среду вызвали работы на Чернавском мосту, по обеим сторонам которого взялись выворачивать старые, огромные бордюры. В итоге дорога в обе стороны значительно сузилась, а ближе к часу пик 16 августа в направлении правого берега произошли стразу три однотипных ДТП -- столкновения нос в корму в результате резкого торможения и неожиданных маневров.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский курьер".