В последние время селяне все чаще подумывают о том, чтобы повторить весеннюю акцию: перекрыть главную улицу и не пустить на военный полигон колонну грузовиков с боеприпасами. Отсюда до Погоново -- километров шесть напрямик. В центре села висит табличка, предупреждающая, что на полигоне нельзя собирать осколки от снарядов. Любой встречный отведет вас в свой дом, покажет, как потрескались стены или стекла, и добавит: "Мы знаем, "лишь бы не было войны", но можно же не издеваться, подрывать снаряды немного тише".
В магазинчике "Березка" над банками рыбных консервов зияет черное отверстие -- потолок обвалился. "Из МЧС приезжали дыру фотографировать, -- говорит старший продавец Нина Леденева. -- А у соседки на улице Большой Советской стекла в окнах полопались". "Мой дом № 28 на улице Первоцветной весь лопается, -- продавец Оля взвешивает печенье. -- От взрывов нет спасения, и днем и ночью бабахает". И в местной средней школе № 96 только заговори о полигоне -- получишь беседу на час. "Уроки скоро начнутся, а как их проводить, когда громыхает за окном и парты дрожат? -- возмущаются учителя. -- Шум такой, что своего голоса не слышишь, стены ходуном, дети пугаются и отвлекаются от занятий". "Я живу в доме № 12а на улице Космической, под обоями стены потрескались, ночью не могу спать и от страха выхожу на улицу, боюсь, что потолок рухнет", -- жалуется педагог. "По ночам колонна из 40 грузовиков мчится под окнами, везет снаряды на полигон, поспишь тут", -- вторит ей коллега. "Всю центральную улицу тяжелые КамАЗы разбили, как детям 1 сентября идти в школу? -- добавляет третий учитель. -- И танки возят, и полные кузова снарядов, а самолеты низко летают, чуть ли не по крышам чиркают брюхом". "А экология? -- возмущается четвертый. -- На огородах и в садах ничего не растет; цветет, а вся завязь опадает, химия же в воздухе!".
В сельский фельдшерско-акушерский пункт в последнее время чаще заходят мамочки с малышами, напуганными взрывами. "Мой двухлетний сынок Андрей кричит во сне: "Бомбуны летят!" -- жалуется Ирина Пенкина с улицы Великого Октября, 25. Семьи Денисовых и Шерстяных, живущие на той же улице в домах №№ 33 и 33а, даже решились обратиться в суд, чтобы военные компенсировали ущерб. "Мы наняли адвоката, получили акт обследования, подписанный руководителем городского МЧС Сергеем Хомуком, -- протягивает документ Галина Шерстяных. -- Мы устали заделывать на доме трещины, появляющиеся после взрывов на полигоне". "Стены ползут, сервант трясется, люстра качается, все трескается, -- говорит ее соседка Алла Денисова. -- Недавно целую ночь самолеты бомбили -- ребенок не мог спать, боялся глаза закрыть, спрашивал: "Война?".
"Я и сама боюсь: вдруг что-то не рассчитают и с самолета бомбу сбросят не на полигон, а на нас, или в центре села взорвется колонна с боеприпасами, -- соглашается заведующая ФАП Людмила Василенко, живущая в доме № 9 на улице Большой Советской. -- Мы недавно пристройку к дому сделали, а она уже треснула. Как начинают бомбить, мы звоним в МЧС, там дают номер воинской части на полигоне, мы просим тише взрывать, а нам отвечают: "Закрывайте окна". "А закроешь окно -- стекло дребезжит, еще больше пугает детей, -- добавляет санитарка Ольга Золотарева. -- У меня в доме № 25 на улице Большой Советской кирпичи и плитка на кухне потрескались".
"В настоящее время на Погоново оборудованы 15 точек подрыва боеприпасов, в которые закладывается не более 60 кг взрывчатого вещества в тротиловом эквиваленте, -- просветил корреспондента "ВК" заместитель военного прокурора Михаил Асосков. -- На 25 кг меньше, чем установлено приказом министра обороны и командующего Западным военным округом. Тише некуда! Запрещены одномоментные подрывы на всех точках, разрешены только по очереди. Возможно, жителей населенных пунктов вблизи полигона Погоново беспокоят ночные бомбометания, но полигон предназначен для таких учений. Что касается якобы разрушающихся жилых домов, то по инициативе военной прокуратуры Воронежского гарнизона проведена проверка, получено заключение Центра судебной экспертизы о причиненном ущербе жителям населенных пунктов вблизи полигона Погоново. Например, в поселке имени Дзержинского Каширского района обследованы все дома и пристройки: из-за подрывов боеприпасов нанесен ущерб на общую сумму около 450 тыс. рублей. Ожидаем заключения по поселку Олень-Колодезь. Жители в порядке судебного производства смогут получить компенсацию, но пока суды такие решения не выносили".
В Семилукских Выселках упорно твердят, что уменьшений мощности подрывов не наблюдают. Вроде бы даже сильнее стали. "Наверстывают, -- судачат местные жители. -- Видно, выбились из графика, когда останавливали взрывы из-за объявленного пятого класса горимости". "Наверстывания быть не может, -- заверил "ВК" Михаил Асосков. -- Когда был объявлен противопожарный режим, боеприпасы на полигон не завозили, потому что у сводного батальона подрывников нет возможности их охранять. Маршрут движения автоколонны в сопровождении военной автоинспекции утвержден штабом, боеприпасы привозят и уничтожают за один день".
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский курьер".