Формирование участков под зданиями -- затратный процесс, и местные власти зачастую предлагают собственникам сделать все самостоятельно. Как оказывается на практике, стоимость такого удовольствия не всем под силу. Согласно Земельному кодексу РФ, проходы и проезды, расположенные на дворовой территории, не подлежат приватизации, то есть передаче в общедолевую собственность собственников помещений. Результатом такой политики оказалась плотная застройка в жилых районах, пристройки к домам, размещение рекламы на стенах зданий, сдача в аренду и продажа органами власти общего имущества в доме (подвалов, технических этажей) без решения общего собрания дома.
Например, Вячеслав Зеленов живет в двухэтажном доме № 7 на улице Цюрупы, построенном в 1840 году. Текущие и капитальные ремонты дом не затрагивали более полувека. Печное отопление модернизировали всего лишь установкой газовых форсунок. Дымовентиляционный стояк настолько деформирован, что в квартирах царит запах газа и гари. Но все равно муниципалитет сносить дом отказывается. Экспертизы на признание аварийности нет, а на ее проведение не хватает средств. А Облпотребсоюз, которому принадлежит здание, в свою очередь, решил, что капремонт дома нецелесообразен.
Минувшей весной Зеленов обратился в горадминистрацию с вопросом формирования земельного участка под домом (чтобы в будущем требовать решение о капремонте строения ему было сподручней). «Из департамента градостроительства и архитектуры пришел ответ: подготовить счет и предоставить им восемь документов, пять из которых стоят больше 50 тыс. и относятся к компетенции органов госвласти и местного самоуправления, поэтому должны финансироваться из бюджетов, -- рассказал Вячеслав Зеленов. -- В список документов входят технический паспорт на многоквартирный дом, акт установления почтового адреса, кадастровый план территории, схема расположения земельного участка на кадастровом плане, а также документы, удостоверяющие права, ранее возникшие на земельный участок».
В инструктивном письме Минэкономразвития РФ от 19 января 2010 года поясняется, что в соответствии с законом «О государственном кадастре недвижимости» органы госвласти и местного самоуправления являются заказчиками кадастровых работ в отношении сформированных земельных участков. Они же (органы) заинтересованы в формировании и постановке на кадастровый учет участков, занятых многоквартирными домами. Так что Зеленов обратился в прокуратуру, сославшись как раз на совет министерства. В ответ ведомство подготовило протест на постановление горадминистрации от 6 декабря 2010 года № 1117 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории». Регламент должен измениться, а вот ситуация с ремонтом -- по-прежнему под большим вопросом.
Другая ситуация, решать которую пришлось уже с помощью суда, коснулась жителей дома на улице Никитинской, 9/2, -- памятника истории и архитектуры. В 1952 году здание было восстановлено, но ни разу с тех пор не попадало в программу капремонта. В 2007-м в ответ на многочисленные просьбы жильцов управа Ленинского района приняла официальное решение о капремонте. Однако до сих пор решение есть, а конкретных действий -- нет. Похожая проблема была у жильцов дома № 56 на улице Богдана Хмельницкого. Там жильцы заставили власть приступить к работам на их доме, который ремонты обходили стороной почти полвека. Собственники не стали просить муниципалитет о включении дома в адресную программу капремонта (по Федеральному закону «О фонде содействия реформированию ЖКХ»), а использовали статью 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ». В соответствии с ней мэрия не исполнила обязанности по капремонту здания, как и по сотням других, попросту не дошедших до суда. Грамотные собственники нашлись также в доме № 10 на улице Депутатской, в 2009-м выигравшие суд с горадминистрацией. В настоящее время в здании ведется ремонт.
Как считает Нина Запольская, старшая по дому № 22 на улице Карпинского, заставить коммунальщиков работать в соответствии с законом может каждый. В ее доме, построенном в середине XX века, ни разу не было капремонта. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза подтвердила, что «стены и потолки в трещинах, подтеках, оконные рамы покосившиеся, полы прогнили, в стенах из коридора в квартиры -- сквозные дыры, коммуникации коррозированы». По последней характеристике из БТИ, которая проводилась 14 лет назад, износ здания составлял 46%. Немного подкорректировав мнение Запольской, приходишь к выводу, что пожурить в сотый раз работников ЖКХ и власти может каждый. А вот пойти в суд, отстаивая свои права и права соседей, отваживаются единицы. Наш менталитет одной реформой ЖКХ не исправить.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".