В теории кластер -- не просто союз предприятий одного профиля, а целая производственная цепочка. Однако в регионе, признал глава областного департамента промышленности, транспорта и инноваций Дмитрий Марков, кластеров в классическом понимании нет. Экономика у нас диверсифицированная (то есть дробная, разнообразная, нет доминантного сектора), что, сказал Марков, затрудняет процесс создания и развития кластеров. (По правде говоря, именно диверсификация позволяет области более или менее спокойно переживать кризисные проявления.) Однако создание кластеров, надо полагать, -- требование времени, от которого область не может отставать. Марков доложил, что уже готов первый проект: центр технологической компетенции в области литейного производства. С его слов, имеется в виду наладить малосерийное производство качественного литья самой широкой номенклатуры. Федеральный бюджет готов субсидировать проект на сумму 28 млн рублей до конца года. Создать центр предполагается в форме ОАО с государственным участием.
Производство -- почти всегда хорошо, с государственным оно участием или без оного. В целом же, как уже было сказано, предпосылок для появления кластеров у нас немного. Однако Марков смотрит в будущее с оптимизмом, иначе вряд ли бы он предложил создать бюджетное учреждение «Центр кластерного развития», которое должно заниматься соответствующим нормотворчеством, координацией и маркетингом. Губернатор Алексей Гордеев попросил уточнить, в чем именно будет заключаться роль БУ. Марков ответил: «В централизации инфраструктуры, разработке стратегии, финансовом планировании». А разве хозяева промпредприятий не в состоянии сами заниматься такими вещами, будучи заинтересованными, в конце концов, в прибыли?
Характерно, что идею создания БУ в один голос поддержали президент Торгово-промышленной палаты области Юрий Гончаров и гендиректор регионального совета промышленников и предпринимателей Виктор Попов. К примеру, Попов так и сказал: «Нужна структура, которая бы всех объединяла». Иными словами, крупные воронежские промышленники выразили заинтересованность в том, чтобы их профессиональной деятельностью руководили чиновники. Нечто подобное имело место, когда при каждом обкоме был промышленный сектор.
Вице-губернатор Юрий Агибалов поинтересовался, сколько человек будет в БУ и откуда, собственно, брать деньги на содержание новоиспеченных чиновников. Марков сказал, что порядка 12 человек, а содержаться они будут за счет бюджета.
Пришлось опять брать слово Гордееву: «Давайте посмотрим, как соединить интересы власти и промышленности, найдем лучшую юридическую форму организации управления». И пояснил, чем его не устраивает предложенное Марковым БУ: «Опыт показывает, что создание бюрократической единицы с прямым бюджетным финансированием приводит к тому, что она работает сама на себя». Впрочем, завершил губернатор довольно миролюбиво, видимо, обратив внимание на расстроенные лица Маркова, Гончарова и Попова: «В общем, подумаем. Мы могли бы под каждый кластер создавать такое подразделение».
Но пока нет кластеров -- нет и подразделений. Зато есть время подумать над юридической формой организации управления.
Коротко об областных целевых программах. Руководитель департамента аграрной политики Анатолий Спиваков сообщил, что за ближайшие три года предполагается расчистить леса области от горельника, а за последующие пять -- восстановить насаждения. Цена вопроса -- 1,4 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов и внебюджетных источников. Планируется также вдвое увеличить лесную охрану. Председатель комитета по экологии и природопользованию облдумы Павел Гончаров заметил, что все равно у нас число сотрудников лесной охраны будет вдвое меньше, чем положено. А Спиваков возразил: «Мы их вооружим самыми передовыми средствами, так что производительность вырастет».
Как пишут в таких случаях репортеры, время покажет.
Еще больший размах имеет программа мелиорации, согласно которой до 2020 года на орошение 100 тыс. га земель надо потратить 20 млрд рублей. Со слов Спивакова, такие в прямом и переносном смысле вливания приведут к росту производства, например, овощей в 14 раз. Что финансовые, что производственные показатели сейчас, конечно, кажутся заоблачными, но до 2020 года время еще есть.
А при обсуждении программы повышения качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории области, опять слегка повеяло прошлым. Глава департамента по развитию предпринимательства и потребрынка области Ирина Кокорева стимулирование производителей продуктов к добросовестному труду видит в организации рейтинговых оценок, конкурсов, ярмарок, выставок. В общем, как она выразилась, в «формировании позитивного имиджа». Можно, наверное, еще устроить соревнование по типу социалистического и победителей награждать вымпелами. Правда, опыт показывает, что делу не поможешь никакими рейтингами и вымпелами.
Стоимость программы -- 67 млн рублей.
Печатную версию материала читайте в газете