12 лет назад я стоял во дворе шестого лицея на своей последней школьной линейке и, судя по записям из дневника, не думал ни о чем таком, что стоило бы рассказать сегодня детям. А вот теперь моя дочка была в первом ряду школяров того же лицея, потирала коленку (наверное от волнения) и с опаской поглядывала на старшеклассника, державшего табличку с надписью «1Б». Жена, услышав классическую мелодию, символизирующую быстротечность времени, рыдала. А мне хотелось улыбаться -- наверное, от чувства гордости за свой главный капитал, актив и стимул. За дочь.
«Лариса Анатольевна -- раз, Марина Ивановна -- два, Людмила Васильевна -- три, -- одноклассники, пришедшие на линейку, чтобы меня поддержать, считали на ступеньках школы знакомых педагогов. -- Нет, новеньких, конечно, много, но наших вроде больше».
«А вот из того окошка мне Денис во время химии сбрасывал деньги на пиво», -- весело рассказывал своей беременной жене мой друг Алексей. Потом к воспоминаниям подключился Денис: «А вон из того окна, что на втором этаже, я на последний звонок в образе Василия Теркина по канату спускался, руки обжег, но все равно, улыбаясь, прочитал стихотворение». Я потихоньку отошел от них, растворился в толпе взволнованных родителей, чтобы пробиться поближе к своему настоящему.
В первый класс я пошел сюда же. Но тогда здесь была обычная советская средняя школа -- № 90. В начале девяностых годов она стала сначала коммерческим колледжем № 3, а затем уже лицеем № 6. Получается, что в одних и тех же стенах я проучился в трех разных учебных заведениях. Но, по-моему, менялись только надписи на тетрадках, а суть оставалась прежняя: добротная советская система образования, державшаяся на плечах наших выдающихся учителей. Причем некоторые из них были настолько выдающимися из общего ряда, что умудрялись вместо уроков травить байки из своей личной жизни, а затем ставили нам в журнале в одну клетку по две двойки. И обе за поведение.
Само здание школы, наверное, большую часть своей жизни было холодного, светло-синего цвета. И вот совсем недавно оно резко потеплело, став светло-желтым, а на сентябрьском солнце казалось мне оранжевым. Окна на первом этаже практически все заменены на пластиковые -- первоклашкам созданы действительно комфортные условия. Я заглянул в кабинет немецкого, а тут уже языковой центр. За столом Валентина Неверова -- одна из моих самых любимых учителей. Она почти не изменилась, улыбается и не верит, что я привел в лицей свою дочку. Ха, так у меня еще и вторая недавно родилась.
Несколько дней спустя вечером я скачал в Интернете публичный отчет МОУ Лицей № 6 за 2009 -- 2010 учебный год. Судя по нему, цель учреждения -- «формирование устойчивой мотивации познания как специально организованной деятельности через выработку потребности к систематическому умственному труду». И чуть ниже по тексту: «Лицей призван способствовать возрождению, сохранению и приумножению интеллектуального потенциала России». Благая цель, но мы с супругой, если по-честному, выбирали школу для ребенка по более приземленным критериям: знакомые и приветливые учителя, в нескольких минутах ходьбы от дома. К тому же обновленная инфраструктура. Иными словами, замечательно, конечно, что наш лицей -- дважды лауреат Всероссийского конкурса «Школа года», победитель приоритетного нацпроекта «Образование» в 2006 году. Но в первую очередь для меня он источник замечательных воспоминаний.
2 сентября у моей Лизы был первый по-настоящему учебный день. В школу она шла быстро, так и не дала помочь ей донести портфель и, как ни странно, не оглядывалась. Да еще подгоняла папу, чтобы поторапливался. Надеюсь, она мне разрешит точно так же провожать и встречать ее с учебы курса эдак до пятого университета. Уверен, время пролетит незаметно, и 1 сентября какого-то года я поведу в школу внука или внучку.
Андрей ЦВЕТКОВ.
Печатную версию материала читайте в газете