Ты долго ль будешь за туманом
Скрываться, Русская звезда,
Или оптическим обманом
Ты обличишься навсегда?
Федор Тютчев
Как только начинается предвыборная кампания федерального уровня, на повестку дня, как черт из табакерки, выскакивает русский вопрос. Но если лет двадцать назад русские противопоставлялись евреям, то теперь -- кавказцам. Ну или исламистам. Хотя, по-моему, ислам -- одна из религий, оказывающих сопротивление варваризации мира.
В дискуссию включились все партии, даже либеральное "Яблоко". Олигарх Михаил Прохоров, лидер "Правого дела", выступает в образе Сергея Бодрова из "Брата-2". "Единая Россия" и Общероссийский народный фронт отзывают из Брюсселя Дмитрия Рогозина, чтобы тот реанимировал не только себя, но и Конгресс русских общин. А Владимир Жириновский в качестве главного слогана ЛДПР выбрал "За русских!".
Было бы странно, если бы одна из партий шла на выборы под лозунгом "За чеченцев!". Или с требованием повысить зарплату таджикам, подготовившим Воронеж или Москву к Дню города. Как ни крути, а более 80% населения страны -- русские. Впрочем, Жириновский сам прекрасно понимает абсурдность игры, в которую в очередной раз ввязывается. Но он актер, шут, клоун. Политик. В национальных республиках, той же Чечне, слоган либерал-демократов будет другим -- "За ЛДПР!". Вольфыч себе не изменяет и каждому обещает то, что от него хотели бы услышать. Помнится, сколько-то лет назад, ведя кампанию в Белгородской области, местным партсписком он удовлетворил, кажется, всех. Мужчин -- включением туда Маши Малиновской, женщин -- Димы Билана.
Анекдот в тему. Одна европейская королева как-то призвала ко двору известного комедианта и попросила изобразить самых знаменитых персонажей, образы которых ему пришлось воплощать. Тот сыграл Дона Карлоса и Гамлета. Ну и в конце концов восхищенная королева попросила, чтобы он представил самого себя. Так вот, комедиант честно признался: "Извините, ваше величество, в личной жизни -- я импотент".
Риторика последней газеты ЛДПР мало чем отличается от того, с чем выступает в последние дни Рогозин: нам мешают осознавать себя русскими, у нас отняли имя, самоназвание. Русские не защищены своим государством, ущемлены в правах. Ну и так далее. Ощущение, как будто смотришь эпизод встречи двух клоунов в рязановской "Карнавальной ночи". Рыжего и белого. "Здравствуй, Бим!" -- говорит один. "Здравствуй, Бом!" -- отвечает ему другой. Только уже не смешно. Потому, что, во-первых, смотришь не в первый раз, а во-вторых, персонаж Ильинского убедительнее.
Больше десяти лет назад в отчете с пресс-конференции Рогозина я написал: "Дмитрий Олегович умеет оставаться эдакой лилией на болоте, тонко чувствующей политическую конъюнктуру". Собственно, с тех пор ничего не изменилось. И Жириновский, и Рогозин, и Зюганов, и Явлинский те же, что и десять, и двадцать лет назад. Рыжие и белые.
Честно признаюсь: политик Рогозин мне симпатичнее, чем, например, Любовь Слиска. Да и Рогозин, помнится, называл меня любимым воронежским журналистом. Мне импонирует его харизматичность. Я согласен, что, если бы русские были ксенофобами, мы жили бы в пределах Московского царства, а не расширяли бы территорию, расплачиваясь, по выражению профессора ВГУ Михаила Карпачева, крепостничеством. Согласен, что население России -- в центральной части страны и в нацреспубликах -- должно иметь одинаковую подушевую бюджетную обеспеченность. Что у нас не должно быть северокавказских оффшоров вроде Чечни, куда ежегодно, как в черную дыру, уходит по 50 млрд рублей. А фразы "Россия -- страна для тех, для кого Россия Родина" или "Можно родиться русским, но не быть им", высказанные Рогозиным в телепоединке с лидером "Яблока" Сергеем Митрохиным, -- как бальзам на душу.
Просто Дмитрий Олегович, а точнее те, кто решил прервать его карьеру спецпредставителя России в НАТО, играют краплеными картами. Ведь, по большому счету, Рогозин вместе с канувшей в Лету "Родиной" -- битый козырь. Слабо верится в то, что русский вопрос станет вопросом госполитики. Даже в том случае, если спецпредставитель в НАТО добавит Народному фронту свои 10% голосов.
Русские потеряли национальный инстинкт, говорил, полемизируя с лидером "Яблока", Рогозин. Потеряли ответственность за сохранение государства. Как и европейцы с их мультикультурализмом и толерантностью, возникшими как ответ на нацизм, фашизм, они не могут сопротивляться приезжей массе. Выступление фанатов на Манежной площади -- следствие. Причина -- отсутствие национальной политики. Рогозин говорил, пожалуй, правильные вещи. Другое дело, что на его месте, напротив Митрохина, с тем же успехом мог стоять Жириновский или Семыгин, лидер "Патриотов России". Да и сам Митрохин, рассуждая о тотальной коррупции в стране, не сильно отличался от Рогозина с Жириновским. "Мне, как русскому человеку, стыдно, -- сказал он, -- за отсутствие в России национальной политики". Такой же, в сущности, рыжий или белый, как Жириновский, Рогозин, Зюганов, Рогозин и Явлинский. Как Бим или Бом.