Возгорание на линии электропередач произошло в Воронежской области из-за атаки БПЛА

День многозадачный, деловой, на первый план выйдут вопросы имущественного, рабочего и финансового характера

Превышение эпидпорога по ОРВИ зафиксировали в Воронеже и трех районах области

Почти на год сдвинулись сроки строительства ливневой канализации в Воронеже

В Воронежской области утвердили стоимость путевок в детские лагеря на 2026 год

Обанкротить воронежского производителя пива пытается налоговая служба

В Воронеже 15 человек из поврежденного при атаке ВСУ дома остаются в пунктах временного размещения

День не подходит для активностей, однако иногда сделать паузу вовсе не плохо. Сегодня стоит заглянуть в себя настоящего

Названо число регистраций брака в зеркальную дату 25 декабря в Воронеже

В Воронеже спасли котенка, который застрял в вентиляции на Московском проспекте

В 2026 году в Воронеже планируют начать ремонт еще одного общежития ВГТУ

ВСУ пытались ударить дронами по химическому предприятию в Россоши

Воронежцы попросили мэра спасти застрявшего в вентиляции многоэтажки котенка

В Воронеже восстановить поврежденную при атаке ВСУ многоэтажку планируют за месяц

Оно будет ощущаться буквально в воздухе, ваша главная задача сегодня – не отвечать негативными эмоциями на негативные

Без Fan ID и РПЛ выросла посещаемость домашних игр воронежского «Факела»

Названо число воронежских районов, атакованных украинскими БПЛА
 

Украинский агент Луфи рассказала на камеру о подготовке терактов в Воронеже

После проверки прокуратурой уволен осужденный за взяточничество завлабораторией ВГАУ

Сбиты семь БПЛА и одна скоростная воздушная цель: губернатор рассказал о последствиях атаки на Воронежскую область

Сегодня будет очень много энергии, как всегда, нужно найти для нее правильное русло

Бюджет Воронежа с дефицитом в 592 млн рублей приняла гордума в первом чтении
 

Дело о клевете на депутата Госдумы РФ Андрея Маркова рассмотрит суд в Воронеже

В Воронеже на свободу через полмесяца может выйти экс-ректор ВГТУ

«Факел» получил 5 млн рублей призовых за участие в Кубке России

В Воронеже цены на такси улетели в космос после первого декабрьского снегопада

В Воронеже бывшему учителю физкультуры предъявили обвинение в развращении школьниц

Сегодня большинство из нас будут пребывать во власти иллюзий. Если вы не врач, ученый или приверженец делать все в срок и правильно – уход в мир мечтаний не повредит
 

Семилетняя девочка из Лисок стала Мини-Мисс России

Названа сумма кубковых призовых воронежского «Факела»

Авторы

Модернизация Воронежской области

Последние годы для Российской Федерации проходят под знаком модернизации. Воронежская область, являясь важной составной частью страны, также не стоит от данного процесса в стороне.

Актуальность данного намеченного вектора трудно переоценить. Большинство специалистов придерживается того мнения, что наша страна в своем развитии задержалась на эксплуатации технологий четвертого технологического уклада – индустриального, который основывается на использовании энергии углеводородов, двигателях внутреннего сгорания и электродвигателях и соответствует по времени середине прошлого, двадцатого столетия. Подобное положение непозволительно для великой державы.  Наиболее развитые государства Мира с начала 90-х гг. перешли на иной уклад – по счету уже пятый, базирующийся на возможностях электронной и атомной энергетики, инновациях в области электронных и информационных технологий, генной инженерии. Более того – на горизонте уже  маячит шестой технологический уклад, в основе которого, по оценкам экспертов, будет наноэнергетика.  В этой связи президентом Д. Медведевым намечен ряд мер, призванных исправить ситуацию -  создание в рамках центра «Сколково» возможностей для инноваций и венчурных инвестиций;  активная работа по трансферту передовых  технологий; обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории России, а также – ряд масштабных инфраструктурных проектов.
Но экономика страны в целом складывается из достижений в этой сфере всех ее регионов. Именно поэтому рассмотрение модернизации в местном, в ее воронежском региональном аспекте имеет явную целесообразность.

Для Воронежской области данный процесс, возможно, более значим, чем для какой-либо другой. Регион заметно отстал даже от своих соседей. На душу населения производится почти в два раза меньше промышленной продукции, чем в целом по ЦЧР, а по сравнению с Липецкой областью – в 4,4 раза. Причем, именно самое технологичное производство – промышленное, является наиболее депрессивной отраслью воронежской экономики. По темпам развития промышленности за 2000-2007 гг. в ЦФО область находилась на последнем месте. Износ основных промышленных фондов составляет 40%, а в машиностроении он еще на десять пунктов выше. Средний возраст машин и оборудования в Воронежской области - около 14 лет. Если прибавить к этому и весьма низкий уровень развития сельского хозяйства, нетрудно понять причины, по которым и в социальной сфере Воронежский регион – один из самых отсталых в Центральной России. Более того, при современных, инерционных темпах развития местной промышленности даже уровень 1990 года будет достигнут лишь к 2020 году.  Таким образом, модернизация  представляется здесь не просто полезной и целесообразной, но и – необходимой.

Ряд позитивных перемен наметился в Воронежской области с назначением на должность ее главы А. Гордеева, сразу обозначившего новый, нацеленный на выход из тяжелого положения, курс управления регионом. За 5 лет работы губернатор пообещал вхождение подведомственного ему субъекта федерации в 30-ку лучших по России, а через 10 – и вовсе поднять его не ниже 15-го места.  Именно с таким расчетом принималась программа  развития Воронежской области на 2007-2011 гг.

Планы развития  нарушил кризис 2009 года, однако работа по модернизации региона продолжается. В прошлом году Воронежская городская дума утвердила программу комплексного социально-экономического развития  городского округа Воронеж на 2010 – 2014 гг. Целью ее принятия являлось определение основных направлений развития мегаполиса.  По намеченному сроку обе программы, фактически, пятилетки, что может говорить об учете составителями документов опыта социалистической, плановой индустриализации 30-х гг. прошлого века. И действительно, по словам человека, задействованного в разработке документа для областного центра, заместителя главы городской администрации, С. Курило, данная программа является возрождением опыта утраченных в годы Перестройки навыков перспективного планирования. Впрочем, у современной модернизации имеется и ряд важных особенностей. Прежде всего, как и было сказано выше, речь идет не об индустриальном, а о постиндустриальном техническом укладе, укладе пятого и, в перспективе - шестого типа. Кроме того, в отличие от государственной, национализированной экономики СССР, современное правительство России в целом и Воронежской области в частности, должно заботиться о развитии частного предпринимательства – крупного, мелкого и среднего, всячески его стимулировать и поддерживать.

Программа социально-экономического развития Воронежа требует инвестирования 43,5 млрд. руб. из средств городского, областного и федерального бюджетов и предполагает  программу достаточно широкой модернизации. В частности, намечено строительство производственно-логистического комплекса ООО «Армакс Групп», техническое перевооружение производства воронежского авиазавода, несколько проектов, реализуемых ОАО «Воронежсинтезкаучук», среди которых – строительство термоэластопластов мощностью 50 тыс. тонн в год. Кроме того, имеется несколько проектов, реализовать которые будут местные предприятия связи.

Благодаря стараниям областной администрации, к зиме 2010 года удалось заново запустить мощности Воронежского шинного завода, оказано содействие местной кондитерской фабрике.
Однако внимание губернатора и его команды не ограничивается областным центром. Инновации внедряются и в экономику районных центров и сельской местности. К примеру, в ходе посещения А. Гордеевым лискинского локомотивного депо, им были отмечены перемены не только во внешнем облике предприятия, но и наличие передовых технологий. Это неудивительно, так как именно Воронежская область является местом для апробирования инновационных разработок такого транспортного гиганта, как ЮВЖД.
Если говорить о перспективах развития транспорта в области, нельзя не отметить  и проектов по строительству нового вокзала – Воронеж-3.
Приняты меры и по технической модернизации коммунальной инфраструктуры областного центра. Они реализуются в рамках комплексной программы, разработанной городской администрацией.
Указанные усилия постепенно дают свои результаты. По словам руководителя областного департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций, Д. Маркова, положение дел на предприятиях города и области в 2010-м – начале 2011 гг. стало заметно улучшаться. Прежде всего, это касается Воронежского сталелитейного завода, Ругдогмаша, который после принятия мер начал развиваться впечатляющими темпами.
Для Воронежского шинного завода был найден собственник, а само предприятие выполнило миллиардный объем. С руководством «Воронежавиа» достигнута договоренность о погашении долгов по заработной плате перед сотрудниками компании.
Основным показателем успехов областного правительства в решении проблем промышленного производства является его посткризисный рост.  В 2010 году он составил 14 %. Причем наиболее быстрыми темпами развиваются самые высокотехнологичные отрасли – химическая (16%) и оборонная (19%).

12 предприятий области получили субсидирование из бюджета, причем, с каждого рубля субсидий в областную казну поступило два – в  виде налоговых отчислений.

В регионе начата работа по формированию промышленных кластеров, что является новым направлением производственной деятельности не только для Воронежа, но и для страны в целом. В области на данный момент сформировано четыре кластера – по производству нефтегазового оборудования, электронике, авиапромышленности и электромеханике. 

На территории региона отсутствует собственная минерально-сырьевая база, которая могла бы стать источником финансовых ресурсов для осуществления перехода к инновационной экономике. Поэтому необходимым условием перехода воронежской экономики к инновационному пути развития является реализация мероприятий по значительному притоку в регион капитала, преодоление отставания по темпам экономического роста, обеспечение казны собственными ресурсами и переход от бюджета текущих расходов к бюджету развития. Именно с таким прицелом в 2010 году была принята Стратегия социально-экономического развития области. Ее временной отрезок ограничен 2020 годом.

В Воронежской области уже появилось многое из того, что принимается или обсуждается на федеральном уровне: бизнес-инкубаторы, технопарки, нано-проекты, предложение по созданию кремниевой долины.

Все это может свидетельствовать о том, что Воронежская область, несмотря на ряд трудностей и изначальное отставание от более успешных соседей, в целом идет по пути технической модернизации, заявленной как приоритетное направлении в развитии страны. Более того, именно отставание области делает модернизационные инициативы для нее особенно значимыми. Руководство Воронежской области старается развивать реальный сектор экономики области,  формировать благоприятный инвестиционный климат, поддерживать  малый и средний бизнес. Преодолев экономический кризис, на данный момент регион демонстрирует рост в промышленном производстве, внедрение инноваций и некоторое улучшения положения  технологичных и наукоемких отраслей.