Актуальность данного намеченного вектора трудно переоценить. Большинство специалистов придерживается того мнения, что наша страна в своем развитии задержалась на эксплуатации технологий четвертого технологического уклада – индустриального, который основывается на использовании энергии углеводородов, двигателях внутреннего сгорания и электродвигателях и соответствует по времени середине прошлого, двадцатого столетия. Подобное положение непозволительно для великой державы. Наиболее развитые государства Мира с начала 90-х гг. перешли на иной уклад – по счету уже пятый, базирующийся на возможностях электронной и атомной энергетики, инновациях в области электронных и информационных технологий, генной инженерии. Более того – на горизонте уже маячит шестой технологический уклад, в основе которого, по оценкам экспертов, будет наноэнергетика. В этой связи президентом Д. Медведевым намечен ряд мер, призванных исправить ситуацию - создание в рамках центра «Сколково» возможностей для инноваций и венчурных инвестиций; активная работа по трансферту передовых технологий; обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет на всей территории России, а также – ряд масштабных инфраструктурных проектов.
Но экономика страны в целом складывается из достижений в этой сфере всех ее регионов. Именно поэтому рассмотрение модернизации в местном, в ее воронежском региональном аспекте имеет явную целесообразность.
Для Воронежской области данный процесс, возможно, более значим, чем для какой-либо другой. Регион заметно отстал даже от своих соседей. На душу населения производится почти в два раза меньше промышленной продукции, чем в целом по ЦЧР, а по сравнению с Липецкой областью – в 4,4 раза. Причем, именно самое технологичное производство – промышленное, является наиболее депрессивной отраслью воронежской экономики. По темпам развития промышленности за 2000-2007 гг. в ЦФО область находилась на последнем месте. Износ основных промышленных фондов составляет 40%, а в машиностроении он еще на десять пунктов выше. Средний возраст машин и оборудования в Воронежской области - около 14 лет. Если прибавить к этому и весьма низкий уровень развития сельского хозяйства, нетрудно понять причины, по которым и в социальной сфере Воронежский регион – один из самых отсталых в Центральной России. Более того, при современных, инерционных темпах развития местной промышленности даже уровень 1990 года будет достигнут лишь к 2020 году. Таким образом, модернизация представляется здесь не просто полезной и целесообразной, но и – необходимой.
Ряд позитивных перемен наметился в Воронежской области с назначением на должность ее главы А. Гордеева, сразу обозначившего новый, нацеленный на выход из тяжелого положения, курс управления регионом. За 5 лет работы губернатор пообещал вхождение подведомственного ему субъекта федерации в 30-ку лучших по России, а через 10 – и вовсе поднять его не ниже 15-го места. Именно с таким расчетом принималась программа развития Воронежской области на 2007-2011 гг.
Планы развития нарушил кризис 2009 года, однако работа по модернизации региона продолжается. В прошлом году Воронежская городская дума утвердила программу комплексного социально-экономического развития городского округа Воронеж на 2010 – 2014 гг. Целью ее принятия являлось определение основных направлений развития мегаполиса. По намеченному сроку обе программы, фактически, пятилетки, что может говорить об учете составителями документов опыта социалистической, плановой индустриализации 30-х гг. прошлого века. И действительно, по словам человека, задействованного в разработке документа для областного центра, заместителя главы городской администрации, С. Курило, данная программа является возрождением опыта утраченных в годы Перестройки навыков перспективного планирования. Впрочем, у современной модернизации имеется и ряд важных особенностей. Прежде всего, как и было сказано выше, речь идет не об индустриальном, а о постиндустриальном техническом укладе, укладе пятого и, в перспективе - шестого типа. Кроме того, в отличие от государственной, национализированной экономики СССР, современное правительство России в целом и Воронежской области в частности, должно заботиться о развитии частного предпринимательства – крупного, мелкого и среднего, всячески его стимулировать и поддерживать.
Программа социально-экономического развития Воронежа требует инвестирования 43,5 млрд. руб. из средств городского, областного и федерального бюджетов и предполагает программу достаточно широкой модернизации. В частности, намечено строительство производственно-логистического комплекса ООО «Армакс Групп», техническое перевооружение производства воронежского авиазавода, несколько проектов, реализуемых ОАО «Воронежсинтезкаучук», среди которых – строительство термоэластопластов мощностью 50 тыс. тонн в год. Кроме того, имеется несколько проектов, реализовать которые будут местные предприятия связи.
Благодаря стараниям областной администрации, к зиме 2010 года удалось заново запустить мощности Воронежского шинного завода, оказано содействие местной кондитерской фабрике.
Однако внимание губернатора и его команды не ограничивается областным центром. Инновации внедряются и в экономику районных центров и сельской местности. К примеру, в ходе посещения А. Гордеевым лискинского локомотивного депо, им были отмечены перемены не только во внешнем облике предприятия, но и наличие передовых технологий. Это неудивительно, так как именно Воронежская область является местом для апробирования инновационных разработок такого транспортного гиганта, как ЮВЖД.
Если говорить о перспективах развития транспорта в области, нельзя не отметить и проектов по строительству нового вокзала – Воронеж-3.
Приняты меры и по технической модернизации коммунальной инфраструктуры областного центра. Они реализуются в рамках комплексной программы, разработанной городской администрацией.
Указанные усилия постепенно дают свои результаты. По словам руководителя областного департамента промышленности, транспорта, связи и инноваций, Д. Маркова, положение дел на предприятиях города и области в 2010-м – начале 2011 гг. стало заметно улучшаться. Прежде всего, это касается Воронежского сталелитейного завода, Ругдогмаша, который после принятия мер начал развиваться впечатляющими темпами.
Для Воронежского шинного завода был найден собственник, а само предприятие выполнило миллиардный объем. С руководством «Воронежавиа» достигнута договоренность о погашении долгов по заработной плате перед сотрудниками компании.
Основным показателем успехов областного правительства в решении проблем промышленного производства является его посткризисный рост. В 2010 году он составил 14 %. Причем наиболее быстрыми темпами развиваются самые высокотехнологичные отрасли – химическая (16%) и оборонная (19%).
12 предприятий области получили субсидирование из бюджета, причем, с каждого рубля субсидий в областную казну поступило два – в виде налоговых отчислений.
В регионе начата работа по формированию промышленных кластеров, что является новым направлением производственной деятельности не только для Воронежа, но и для страны в целом. В области на данный момент сформировано четыре кластера – по производству нефтегазового оборудования, электронике, авиапромышленности и электромеханике.
На территории региона отсутствует собственная минерально-сырьевая база, которая могла бы стать источником финансовых ресурсов для осуществления перехода к инновационной экономике. Поэтому необходимым условием перехода воронежской экономики к инновационному пути развития является реализация мероприятий по значительному притоку в регион капитала, преодоление отставания по темпам экономического роста, обеспечение казны собственными ресурсами и переход от бюджета текущих расходов к бюджету развития. Именно с таким прицелом в 2010 году была принята Стратегия социально-экономического развития области. Ее временной отрезок ограничен 2020 годом.
В Воронежской области уже появилось многое из того, что принимается или обсуждается на федеральном уровне: бизнес-инкубаторы, технопарки, нано-проекты, предложение по созданию кремниевой долины.
Все это может свидетельствовать о том, что Воронежская область, несмотря на ряд трудностей и изначальное отставание от более успешных соседей, в целом идет по пути технической модернизации, заявленной как приоритетное направлении в развитии страны. Более того, именно отставание области делает модернизационные инициативы для нее особенно значимыми. Руководство Воронежской области старается развивать реальный сектор экономики области, формировать благоприятный инвестиционный климат, поддерживать малый и средний бизнес. Преодолев экономический кризис, на данный момент регион демонстрирует рост в промышленном производстве, внедрение инноваций и некоторое улучшения положения технологичных и наукоемких отраслей.