Сергей Довлатов
Член Конгресса США от штата Миннесота, республиканка Мишель Бахман, участвуя в консервативном ток-шоу Джея Секулова, заявила: "Люди понимают, что США, возможно, встали на путь необратимого упадка. Они видят подъем Китая, Индии и Советского Союза". Союза, которого нет больше двадцати лет. Все бы ничего -- ну оговорилась и оговорилась женщина, с кем не бывает. Но есть одно "но". Дело в том, что Мишель Бахман, в прошлом успешный юрист, объявила об участии в выборах президента США 2012 года, то есть она составит конкуренцию Бараку Обаме. А оговорки для политика столь высокого полета и столь значительных амбиций вроде бы недопустимы.
Примечательно, что упоминание СССР вместо России -- не первый курьез, связанный с Бахман. Можно вспомнить ее утверждения о том, что наука не предъявила серьезных доказательств вредоносности углекислого газа, и публичное поздравление с днем рождения в адрес Элвиса Пресли. Его она сделала на предвыборном ралли в штате Южная Каролина в день годовщины смерти рок-певца и актера, 16 августа. Элвис Пресли, как свидетельствует Википедия, родился 8 января 1935 года, а умер в 1977-м.
Впрочем, как мне представляется, в оговорке женщины-конгрессмена нет никакой случайности. Мишель Бахман сказала вслух то, что обычно думают про себя, то, что многие считают истиной. Для нее Россия и есть Советский Союз. В ее оговорке -- старое известное уравнение: "Советское равно коммунистическому и равно русскому". Для мастодонтов "холодной войны" -- опасное и потому подлежащее ликвидации.
В последнее время -- теперь уже в России (новой? старой? с 20-летней или тысячелетней историей? красной? белой? единой? делимой?) -- наблюдается заметный рост общественного интереса к советскому прошлому, как-то подзатихшего лет десять тому назад. Почему? По-моему, просто потому, что Россия, выжившая в пожаре реформ, вновь ищет смысл. Ну или преемственность смысла в многовековой цепочке "Русь -- имперская Россия -- Советский Союз -- постсоветская современная Россия".
Возьмем, например, теледебаты между политологом Сергеем Кургиняном и журналистом Николаем Сванидзе в проекте "Исторический процесс". Послушайте и ведущих, и гостей. У кого-то -- откровенная и всеядная ностальгия, а у кого-то -- нескрываемое раздраженное и полное неприятие.
Скажу про себя. По мироощущению я -- русский. Но я и советский. Был октябренком, пионером, комсомольцем. Является ли советское коммунистическим и русским? Мой ответ: да. Но каким русским? Каким коммунистическим? Коммунистическим Владимира Ленина или Максима Горького? Советским времен Сталина, Брежнева или Горбачева?
По-моему, если советское является русским, то русским -- в традиции русского общинного самоуправления, вечевой демократии. В идеальном, конечно, варианте. Что касается вопроса о дележе советского прошлого, то самые лакомые его куски давно поделены, откусаны и эксплуатируются. И теперь политики приступают к истории. Но как забрать, приватизировать то, что было хорошего, и оставить другим уже осужденное? Кому, если кому-то вообще, принадлежит бренд "советское"? Коммунистам? Всем? Старшим поколениям? Или молодежи, пользующейся тем, что осталось от советской инфраструктуры? Мой ответ: никому. Советское принадлежит нам всем.
Уверен, что между КПРФ и КПСС не может быть знака равенства. В РСФСР, к слову говоря, и не было собственной коммунистической партии, в отличие от других союзных республик. А все попытки наших современных коммунистов приватизировать хорошее советское прошлое, тех же Юрия Гагарина и Георгия Жукова, на мой взгляд, несостоятельны. Особенно на фоне призывов к национализации уже приватизированного советского материального, советского овеществленного. И, кстати, куда подевалась 20-миллионная армия КПСС в тот момент, когда разваливался Советский Союз?
Рассмотрим также ярых антикоммунистов, либералов. Насколько антисоветскими могут быть антикоммунисты на самом деле? Добровольно или нет, невольно или даже через неволю, однако они -- тоже часть советского прошлого, частично его и создавшие. А многие из них имели партбилеты.
Просмотрев теледебаты с участием Кургиняна -- Сванидзе, я увидел попытку навязать всем нам один единственный выбор -- черным или белым было наше советское прошлое. А я думаю, должно быть одно большое "И". "Артек" и Абакумов, БАМ, Беломорканал и "Белаз", Великая война и "воинствующие безбожники", Гагарин и ГУЛАГ, Днепрогэс и далее по алфавиту. И Русь, и Империя, и Советский Союз, и Российская Федерация.
То, что американский конгрессмен Мишель Бахман воспринимает Россию как Советский Союз -- в общем-то, хороший признак. Значит, и они чувствуют, что мы -- одно и то же.