Выборы в Госдуму объявлены недавно. А свистопляска громких сдач и подстав, отставок и хлопаний дверями началась куда раньше. Политика, как известно, в белых перчатках не делается. Но именно в период предвыборной ловли перчатки становятся наиболее далеки от гигиенического идеала. При том, что правила политических игрищ подразумевают: зритель молодецких забав -- все дееспособное народонаселение страны. Обнаженки давно уже не стесняются. Однако в подобных ситуациях есть своя ценность. Сермяжная правда. Они врачуют от обмана зрения.
Скажем, должность спикера Совета Федерации формально ранжируется в нашем государстве как третья по значимости. В реальности же председателя Совфеда снимают с должности как третьеразрядного клерка. За неслыханную провинность –- критику «Единой России». Хотя Сергей Миронов там не состоял. Сейчас возглавляет «Справедливую Россию», изначально вставшую в оппозицию к «Единой России». Как партийный лидер Миронов действовал логично. В итоге лидерствует теперь в качестве рядового госдумца.
Что будет после 4 декабря со «Справедливой Россией» (созданной, чего лукавить, при поддержке Кремля как отдушина для электората), неведомо. Пока «справороссы» предпринимают лихорадочные меры, чтобы не оказаться снятыми с выборов. Сделать последнее, кстати, не столь сложно. Если у партии вдруг окажется по стране менее 70 региональных групп, ее список снимается на автомате. А для выхода людей из трех-четырех региональных групп (сейчас их у «СР» 73) при большом желании рычаги отыщутся. Примеры уже есть: один из трех китов «Справедливой России» Александр Бабаков, представляющий, кстати, в Охотном ряду как раз нашу область, скоропостижно скончался как «справоросс». Тот еще политик: от Рогозина ушел, от Миронова ушел. Ну и от Гордеева. Теперь небось приговаривает: «А от тебя, Общероссийский народный фронт, и подавно уйду». Земля-то круглая. Как колобок.
Между тем реготделение «СР», и так-то не блиставшее особой живостью, находится в предобморочном состоянии. Для возглавления партсписка тут не отыскалось не то что знаковой фигуры, но и просто воронежца. Пришлось кликать варяга из Волгограда. Сомневаюсь, что фамилия Пахолков, которая будет стоять в «справороссовском» партсписке под номером один, произведет неизгладимое впечатление на избирателей Воронежа и губернии и прибавит мироновцам голосов. Мы -- не Санкт-Петербург, а лидер партсписка -- не губернатор Северной столицы.
Между тем питерцы с удивлением обнаружили, что их городом теперь рулит Георгий Полтавченко. Питерцы в большинстве своем, в отличие от воронежцев, о такой VIP-персоне мало что слышали. Как спел в «Прожекторперисхилтоне» коренной петербуржец Иван Ургант на мотив шлягера из киношных «Трех мушкетеров»: «Есть только имя: Полтавченко, Полтавченко, Полтавченко-о-о». А Валентина Матвиенко отправилась в Первопрестольную. На смену Миронову. Причем менять губернаторское кресло на спикерское она явно не рвалась. Но завершить борьбу с сосулями ей так и не дали. Партия сказала: «Надо» -- и бывшая комсомолка, спортсменка и просто красавица ответила: «Есть». Выборы Матвиенко депутатом муниципалитета -- особая история, достойная саги. Для Валентины Ивановны специально освободили несколько округов. Она остановилась на двух -- «Петровский» и «Красненькая речка». В первом набрала 95,6%, во втором -- 97,3% голосов. Выиграла битву. Ту победу можно, конечно, расценивать как триумф. Однако меня не покидает мысль, что питерцы просто «сплавляли» Валентину Ивановну. Как сосулю. На борьбу с сосулями Полтавченко уже пообещал потратить не менее 5 млрд рублей. Вот ведь Георгий Победоносец.
К исполнению обязанностей Матвиенко приступила. Съездила в Абхазию на инаугурацию президента. Была там самым высокопоставленным из гостей. И даже единственным в своем роде. Представители Никарагуа, Венесуэлы, Науру и Вануату (государств, наравне с Россией признавших независимость маленькой, но гордой республики) в Сухуми не добрались. А Матвиенко присутствовала. При деле человек.