Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Александр Пушкин
За последние дни в российской действительности произошло два знаковых события: символическая передача президентского руля от Дмитрия Медведева к Владимиру Путину на федеральном съезде "Единой России" и сдобренная сильной риторикой действующего главы государства отставка вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина. В принципе, уместным было бы и третье событие, но...
В России, по-моему, есть две беды. Наличие сильного государства и отсутствие сильного государства. Между двумя крайними точками и качается маятник российского бытия, причем оба крайних положения нежизнеспособны. Первый -- мобилизационный -- вариант ("перекачанное" государство), сковывая всех одной цепью, подавляет личную свободу, отбивает частную инициативу, плодит раболепство и иждивенчество, а также требует идеологической возгонки: "За царя!", "За Родину!", "За Партию!".
Второй вариант -- государство с переломанным хребтом -- открывает дорогу внешним силам, которые, пользуясь параличом власти, раздербанивают Россию как могут, приводя российскую жизнь в состояние хаоса и деградации. Как правило, процветают отдельные нувориши и власть имущие, а массы людей обрекаются на бессмысленные и беспощадные страдания.
Как известно, в начале 90-х годов пышно распустился второй вариант. Время Бориса Ельцина, на мой взгляд, -- позор российской государственности. Чего стоит только закон о СРП (соглашение о разделе продукции), согласно которому юридически права на нефтезапасы России принадлежали Западу (главным образом -- США и Великобритании). По колониальному фактически закону с каждого доллара, вырученного от продажи добытой в России нефти, бюджет РФ получал меньше 20 центов. Убытки составляли порядка двух третей от всего его объема.
С приходом Путина к власти маятник, я думаю, начал движение в другую сторону. Только за счет отмены закона о СРП в 2004 году бюджет РФ увеличился более чем в три раза. Но вставание России с колен было неуверенным. Смотрящие от Запада оставались в силе и периодически поднимали своих вольных или невольных сторонников в атаку. Тем более атаковать было и что, и за что. Патриотическую госполитику в современной России можно было проводить только по-партизански, что всегда чревато огромными издержками из-за невозможности эффективно контролировать оппортунистическое поведение. Отсюда -- многие случаи чиновничьего беспредела, мздоимства, откатов. Порой даже казалось, что "Единая Россия" и в самом деле партия жуликов и воров. И все же я так не считаю.
Президентство Медведева вроде бы давало надежду прозападным силам на то, что возвратное (после эпохи Бориса Ельцина) движение к действительно единой и сильной России удастся затормозить, а может быть, и вовсе развернуть его вспять. Однако, по всей видимости, надеждам Запада не суждено сбыться. Дмитрий Анатольевич предложил Владимира Владимировича в качестве президента и уволил одного из главных смотрящих. Заявка серьезная. Если бы произошло третье эпохальное событие, а именно: был бы либо переведен на другую работу, либо (во что даже и не верится) отправлен в отставку главный тормоз технологического развития России -- гендиректор "Роснано" Анатолий Чубайс, -- вот тогда бы сомнений в том, что страна начинает сосредотачиваться, у меня бы не осталось. Именно в нанотехнологиях -- ключ к переходу на шестой технологический уклад, соответственно, он, с точки зрения наших геополитических противников, не должен находиться в патриотических руках.
Вот как я вижу особенности текущего момента. Дальше, как говорится, будем посмотреть.