В наши дни подвигов на ниве сатиры и юмора совершать не требуется. Что скорее хорошо, чем плохо. Шути себе на здоровье. И молодежь шутит на всю катушку: на вузовских сценах и клубных подмостках, в небольших зальчиках и на широком телеэкране. Радоваться пиру духа мешает одно только "но". Искреннее самодеятельное творчество превратилось в конвейер по производству изделий типа "шутки юмора". Не само по себе, разумеется. Хлопотами старших товарищей. Место идеологического пресса недолго пребывало в запустении. На вахту заступил Его Величество коммерческий интерес. И у него имеется свой классик. Не какой-нибудь там Адам Смит или, не к ночи будь сказано, Давид Рикардо. Александр Масляков собственной персоной. Президент того, что теперь именуется "Клубом веселых и находчивых". Руководитель коммерческой структуры имени себя и компании. И, надо полагать, хозяин "АМиК". Как уж Александр Васильевич умудрился приобрести знаменитый бренд, мне неведомо. Но факт остается фактом: КВН -- мощная, разветвленная коммерческая структура. Из названия которой следовало бы удалить, по крайней мере, одну букву. Последнюю. Если на счет веселости клуба можно поспорить, то находчивости, то есть импровизации, места вообще не оставлено.
Начиная с низших лиг и заканчивая высшей, все, что впоследствии будет произнесено со сцены, тщательно редактируется. Какие-то заготовки одобряются, какие-то безжалостно выкидываются. Настоять на своем команды не могут. Таковы правила игры, начинающие действовать задолго до самой игры. "Не нравится -- не ешь". Равно, как не удивляйся, услышав свою шутку в исполнении совсем другой команды. Редакторы -- тоже люди, и в свободное от редактуры время многие из них подрабатывают на сценарной ниве.
Победа в той или иной игре, как показывает практика, ничего не значит. За каждый выход на сцену нужно платить. В "вышке", как мне доводилось слышать, -- порядка 1 млн рублей за игру. Независимо от занятого потом места. То есть вроде как по справедливости.
Конечно, каждый развлекается, как умеет. Были бы деньги. Однако проблема в том, что на КВН идут наши с вами деньги. На своем последнем заседании облдума от щедрот душевных отвалила команде КВН "25-я" 3 млн рублей. Из региональной казны. По программе "Молодежь 2007 -- 2011", где на всю молодежную политику предусмотрено 12,3 млн. Из них почти четверть -- "25-й". С какого перепугу? Да вроде как в рамках поддержки молодежных и детских общественных некоммерческих организаций. На что же должна потратить денежки наша сугубо некоммерческая "25-я"? Ну, с оплатой проезда и командировочных все понятно. Дальше -- интереснее: оплата организационного взноса ("Хочешь играть -- плати"), оплата труда привлеченных специалистов, аренда звукового оборудования, аренда помещений, выполнение художественно-оформительских работ, оплата услуг по изготовлению роликов, услуг по режиссуре и редактированию.
Получается, девочкам из "25-й" остается только выйти и произнести некие слова. По возможности смешно. Что и говорить, самодеятельность чистейшей воды. Какая ж тут коммерция, что вы, право? Только "развитие творческого потенциала молодежи Воронежской области". В лице, например, несколько оживившего "25-ю" Дмитрия Шпинько. Или в лице капитана команды Юли Ахметовой. А то, что Шпинько к Воронежу никакого отношения отродясь не имел и прежде возглавлял совсем другую, московскую команду КВН, что фамилия Ахметовой мелькает в титрах передач одного из федеральных телеканалов и Воронеж для Юли, по всей вероятности, пусть ностальгическое, но прошлое, то -- так, всего лишь детали деятельности некоммерческой организации.
Я вот что думаю. Если потенциал команды столь дорог (а 3 млн рублей на мой, обывательский, взгляд -- деньги немалые) нашим чиновникам и депутатам, почему бы им не оплачивать его развитие из собственных карманов, а не из наших? Кроме шуток.