Уровень государственного влияния в этой сфере в связи с серьезными изменениями в законодательстве значительно снизился. Фактически, государство сняло с себя ответственность, переложив её на плечи производителя, который зачастую заинтересован только в получении максимальной прибыли.
Существовавший на протяжении многих лет государственный контроль сыграл скорее злую шутку с современными производителями, у которых сложился формализованный подход к организации безопасности и качества на своих предприятиях. Это, как правило, стандартный набор формальных документов и действий, которые не несут никакой функциональной и смысловой нагрузки ни для руководителей предприятий ни для исполнителей. Разработка и согласование программы производственного контроля, проведение инструментальных замеров, заполнение журналов и санитарно-технологической документации, маркировка всего движимого и недвижимого оборудования и прочее.
На все эти действия затрачивается колоссальное количество времени, средств и усилий сотрудников. При этом эффективность заключается только в том чтобы своевременно удовлетворить государственного проверяющего интересующей его «бумажкой», что впрочем не убережет вас от увесистого штрафа или приостановления эксплуатации объекта. Результат отсутствия системного подхода: неэффективность процессов, отсутствие культуры производства. Существование предприятий на подобной базе является миной замедленного действия. К сожалению, немногие производители осознают степень ответственности за ряд последствий, самым серьезным из которых является нанесение ущерба здоровью населения – массовые пищевые отравления.
В настоящее время в пищевой промышленности, индустрии питания, торговле возникла острая необходимость формирования адаптированных стандартов и требований к чистоте на предприятии, к систематической оценке санитарного состояния. Каждый на местах пытается самостоятельно решать поставленные задачи, но как выразился президент Федерации Рестораторов и Отельеров Бухаров Игорь Олегович «две капли Fairy» не решают санитарных проблем в промышленном масштабе, если не научить линейный персонал правильно мыть руки, снимать рабочую одежду, покидая производственный цех».
Культура производства – важнейший фактор, влияющий на качество продукции и конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности и общественного питания. В сфере производства пищевых продуктов, понятия «качество и безопасность» должны осознаваться как системные процессы, неразрывно связанные с многочисленными механизмами существования предприятия в целом.
Что это дает предприятию:
• системный подход, охватывающий параметры безопасности пищевых продуктов на всех этапах жизненного цикла;
• повышение уровня ответственности и приверженности принципам качества у персонала;
• эффективное использование времени и ресурсов;
• обеспечение эффективной прослеживаемости;
• повышается доверие потребителей к производимой продукции;
• расширение уже существующих рынков сбыта;
• повышение уровня удовлетворенности заказчиков;
• снижение объема несоответствующей продукции и отходов производства;
• поддержание высокого качества продукции и услуг;
• документально подтверждённая уверенность относительно безопасности производимых продуктов, что особо важно при анализе претензий и в судебных разбирательствах;
• дополнительные преимущества при участии в важных тендерах
• повышение инвестиционной привлекательности;
• создание репутации производителя.
Основным инструментом для эффективной работы предприятия является внедрение системного подхода, который включает:
• идентификацию потенциально опасных факторов, связанных с производством продуктов питания, начиная с разведения, выращивания, получения сырья до конечного потребления, включая все стадии жизненного цикла продукции (производство, переработку, хранение, транспортирование и реализацию);
• выявление точек контроля в производстве, которые должны контролироваться для устранения риска либо минимизации возможности его проявления;
• разработка системы мониторинга, позволяющая обеспечить систематический контроль;
• разработка корректирующих действий и применение их;
• установление процедур проверки, которые должны регулярно проводиться для контроля эффективности функционирования системы;
• документирование всех процедур;
• экономическая проработка предлагаемых решений.
Материал предоставлен компанией "Санитарный аудит"
Автор статьи: Виктория Лось