Владимир Ленин.
«Я побаиваюсь журналистов. По-моему, они отдают интервью в печать еще до встречи со мной. Сами задают вопросы и сами же на них отвечают».
Джина Лоллобриджида.
Недавно побывал в творческой командировке в Санкт-Петербурге. Там, на берегах Невы, среди сотен изысканных памятников истории и культуры, в самой что ни на есть располагающей обстановке мне, в числе еще нескольких десятков коллег из 50 регионов России, предложили поразмышлять об этике в профессии. Двухдневный семинар «Школы молодого журналиста» (приятно осознавать, что меня к таковым еще относят) проходил в просторном конференц-зале гостиницы «Октябрьская», практически в самом центре Северной столицы.
Идейным вдохновителем и организатором столь познавательного проекта вот уже который год выступает депутат Госдумы Алина Кабаева. В своем вступительном слове она пояснила, что «ШМЖ» – школа этики, расширения кругозора и ломки стереотипов. Я тут же собрался, прогнал воспоминания о вчерашних посиделках с университетскими друзьями на Фонтанке и настроился на серьезный лад. Алина отметила, что СМИ формируют наше общество, и призвала ребят думать о тех последствиях, которые будут иметь их статьи и сюжеты для окружающих людей.
В текущем году я мимоходом отметил 10-летие своей работы в «Курьере», казалось бы, о последствиях собственных выступлений в печати думать уже поздно, но так ведь и компания, и место действия подталкивали к философии. Благо, эксперты по озвученной теме подобрались маститые.
Сначала убедить подрастающих журналистов в том, что этика в их профессии – понятие существующее, взялся первый заместитель генерального директора «Национальной Медиа Группы» (владеет 100% канала РЕН ТВ, более 70% Пятого канала, четвертью Первого канала, примерно половиной газет «Известия» и «Жизнь», и еще целым рядом популярных СМИ) Евгений Баланов. По его словам, ситуация с этикой сегодня, мягко говоря, печальная. Поэтому, многоуважаемому эксперту, хотелось бы, чтобы, приходя в журналистику, человек давал клятву (наподобие клятвы Гиппократа у медиков), суть которой сводится к выражению «не навреди».
«Основное этическое противоречие журналистики в том, что она обязана говорить правду, - пояснил свою мысль Баланов. - Но этика предполагает, в том числе, ограничение и на правду». Ведь журналист ответственен не только перед своим работодателем, учредителем, но и социумом, потребителем. Однако широкая общественность требует от нас подробностей, которые, по мнению Евгения Ильича, приводят к опасности, необъективности, вреду и так далее. Выросло целое поколение журналистов, которое добилось карьеры на сломе этических норм. «Шли даже на прямое нарушение закона!» - восклицал эксперт, а в качестве примера вспомнил скандальную историю с прослушкой, которая стала причиной чрезмерной информированности изданий западного медиамагната Роберта Мердока.
«Нормы человечности отступают, когда читателя надо подсадить на СМИ», - не переставал красиво ругать коллег Баланов. Он напомнил, что Хартия отечественных телерадиовещателей призывает отказываться от демонстрации чрезмерного насилия. Но где конкретные границы этого определения, не понятно. Стоит ли считать демонстрацию по ведущим телеканалам продырявленного тела свергнутого ливийского лидера Муамара Каддафи «чрезмерной» или нет? А еще Баланова возмущает частотность и бескомпромиссность таких программ, как «Чрезвычайное происшествие», «Дежурная часть», «Дорожный патруль» и тому подобных. «Этику словно оглоблю, каждый поворачивает в свою сторону.., новое время принесло новые тезисы.., этические нормы расшатаны рекламой», - я не успевал записывать за экспертом критические послания.
Активные участники школы бойко подхватили озвученную тему, стали спорить, как точнее охарактеризовать недопустимое на ТВ зло, кто-то оправдывал коллег, кто-то распинал их в унисон с главным спикером. Мне же больше всего понравился комментарий Всеволода Бойко из газеты «Саратовский взгляд». Парень напомнил присутствующим, что далеко не все сюжеты сегодня можно пускать в эфир или на полосу. И во многом из-за безысходности, в погоне за рейтингом наши каналы, что не запрещено, то и показывают. «Все между собой очень связано. Этике нет места в современной журналистике», - резюмировал Сева. Баланов с ним спорить не стал. Быть причастным к изданию газеты «Жизнь» и рассуждать про этику, видимо, не просто.
Позже перед нами выступила ведущая и руководитель программы «Открытая студия» на «Пятом канале» Ника Стрижак, по словам которой, залог успеха журналиста - профессионализм, репутация и максимальная корректность. Еще один ас прямого эфира, спортивный комментатор Дмитрий Губерниев также заметил, что валять Ваньку в нашей профессии не солидно. И что у нас сейчас «катастрофически безграмотное телевидение». В последнее время я ТВ смотрю редко, но Дмитрию почему-то поверил сразу.