Почти половина воронежцев, судя по опросу института общественного мнения «Квалитас», полагает, что в последнее время коррупции у нас стало больше. 50% горожан считают проблему взяточничества скорее моральной, чем экономической.
Коррупция в России достигла таких масштабов, что уже и тишайшая Общественная палата РФ предупреждает: из-за нее в стране рушатся экономика и право, а в обществе нарастают депрессия и чувство социальной несправедливости. В ежегодном исследовании Transparency international «Индекс восприятия коррупции» Россия за последний год опустилась со 143-го на 154-е место из 178. Падать вроде бы есть куда, но надо ли? Можно, конечно, отмахнуться от таких исследований: мол, заграница вечно ненавидит нашу прекрасную страну, потому и клевещет. Что, пожалуй, будет неправильным. Поскольку и мы, те, для кого Россия -- постоянное место жительства, тоже считаем положение дел отчаянным. Во всяком случае, так свидетельствует опрос, проведенный в Воронеже «Квалитасом». Напомнив классическое определение коррупции («использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения»), социологи спросили: «За последние год-два коррупция среди должностных лиц увеличилась, уменьшилась или осталась такой же, как раньше?». Результаты неутешительные. Сокращение коррупции заметили только 4,9% воронежцев (в основном самые молодые и самые пожилые). Все осталось, как было, считают 42,1%. «Увеличилась» -- твердо заявили 45,9% горожан. Между прочим, последние год-два -- как раз период, когда государство объявило очередной крестовый поход против коррупции. Похоже, он закончился неудачей.
Чтобы не питать иллюзий по поводу того, что «все осталось, как было»… Социологи попросили воронежцев уточнить уровень коррупции в России. Высокий -- уверенно отозвались 90,7%. Такого рейтинга нет у всех российских партий вместе взятых.
Ну, страна страной, а малая родина нам как-то ближе и понятнее. Поэтому «Квалитас» попросил горожан ответить на вопрос: «Как вы думаете, сегодня уровень коррупции в Воронеже выше, ниже или такой же, как в среднем по России?». 10,7% респондентов оказались истинными патриотами города и сказали, что коррупции здесь поменьше, чем в остальной стране. Правда, главным образом так считают те, чье материальное положение благополучно. 21,6% респондентов, напротив, радикально заявили, что у нас все хуже, чем в России. Ну а большинство (62,6%) уныло ответили: в Воронеже с коррупцией дело обстоит так же, как и везде.
Въедливые «квалитасовцы» спросили респондентов в лоб «Вы когда-нибудь давали взятку должностному лицу?». Опрос, ясное дело, анонимный, то есть опасаться гражданам вроде бы нечего. И все-таки сказать «да» -- значит, признаться в совершении преступления. Много ли найдется готовых к такому поступку? Нашлось 28,8% респондентов, примерно третья часть опрошенных. 67% сказали, что ничего никому не давали. Занятно, что 4,2% затруднились ответить. То ли не вспомнили, то ли не знают -- должностными ли были лица, вымогавшие их деньги.
Жаль, социологи не задали другой напрашивающийся вопрос: «А вы когда-нибудь брали взятку?». Но, во-первых, кто ж признается? Во-вторых, существует сорт людей, которые всяческие подарки себе воспринимают как само собой разумеющееся вознаграждение, а вовсе не взятку. А в-третьих, трудновато, наверное, социологам добраться до должностных лиц, даже если выборка и репрезентативна.
Ну а на закуску еще один вопрос «Квалитаса»: «Вы согласны с мнением, что почти каждый человек будет брать взятки, если ему будут их давать?». Вопрос, надо сказать, с подвохом. Мол, кто больше виноват -- искуситель или искушаемый? 42,8% согласились с тем, от взятки отказаться невозможно. Чаще всего, отмечают социологи, так отвечали работники органов госуправления. Однако 48,1% воронежцев считают, что деньги решают не все и проблема выбора здесь, как и всегда, впрочем, -- моральная. Брать или не брать -- исключительно личное решение, и зависит оно лишь от степени изношенности совести. Другое дело, что, по-моему, проблему можно сформулировать иначе: вымогать или не вымогать. Если в больнице, на дороге, в присутственном месте человек способен за себя постоять, только дав денег тому, от кого зависит, -- он, скорее всего, деньги даст, если они у него, конечно, есть. Пословице «Не подмажешь -- не поедешь» несколько столетий. Такой подход уже стал, на мой взгляд, национальной традицией. Но что делать, если подмазываешь, а все равно не едет? Ну ни в какую не едет, хоть ты тресни.