Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил провести проверку фактов коррупции в Воронежском госуниверситете, изложенных в письме бывшего сотрудника вуза, преподавателя юрфака и общественного деятеля, Василия Шлыкова. Иными словами, на самом верху вновь вспомнили историю, о которой ваш покорный слуга в мельчайших деталях рассказывал на протяжении трех лет – с 2007-го по 2009 год.
Речь шла о бескомпромиссной схватке сразу двух профсоюзных организации госуниверситета (независимого профкома сотрудников ВГУ, возглавляемого Людмилой Владимировой, и первичной профсоюзной организацией сотрудников, входившей в областной профсоюз работников образования и организованной Шлыковым) с кипой официальных отписок, за которыми скрывалась очень дорогая истина. Каким именно образом за постперестроечный период ректорат вуза распорядился более чем 50 гектарами земли на улице Хользунова. В ходе письменных и словесных баталий увидело свет множество чудных открытий. Например, о том, что для получения необходимых согласований федеральных чиновников экс-проректор по строительству Анатолий Бирюков не брезговал подделкой документов. Но сам экс-ректор Владимир Титов до последнего верил в своего подчиненного и не видел ничего вызывающего в том, что дочь Бирюкова являлась учредителем фирмы, которая организовала на месте «учебно-тактического поля» ВГУ, недалеко от журфака, замечательную автостоянку. Верил, даже когда Рособразование указало ректорату на факты нецелевого использования бюджетных средств в размере 28 млн рублей.
Но самое веселое, что на протяжении всего спора продолжалось масштабное возведение жилья сразу на 22 участках, ранее находящихся в ведении вуза и зарегистрированных под одним номером и по одному адресу – ул. Хользунова, 42а. Благодаря во истину чудным семи инвестиционным соглашениям, на лакомых землях трудились такие компании, как ОАО «ДСК» (век не забуду, как вуз передал компании два участка общей площадью в 9 га аж за 35 тыс. рублей), ООО «Интерстройсервис», «СМУ-3» и «Парнас 2001», ЗАО «Висант» и «Воронеж-Домом». Никакие громкие заявления правоохранителей и федеральных чиновников не могли их даже притормозить.
Помнится, когда перемывать косточки практически всему бывшему ректорату родного вуза и ведущим строительным компаниям мне надоело, на выходе осталось немного. С одной стороны - два диплома лауреата премии области по журналистике в номинации «Дело» (за 2007 и 2008 года), благодарственное письмо председателя воронежского облпрофсоюза работников образования Тамары Бирюковой «за серию аналитических материалов, посвященных проблемам высшей школы» и один допрос в прокуратуре. С другой – уволенный таки Шлыков и продолживший свою войну в личном блоге в Livejournal, подмоченная репутация Титова, которому уже явно не грозил второй срок ректорства и успешно достроенные дома на участках ВГУ. Все, после резонансной истории, длившейся около трех лет, все, так сказать, остались при своих. Уголовное наказание из всех героев публикаций понес лишь бывший руководитель территориального управления Росимущества Зафеддин Микаилов и то, как мы знаем, совсем за другое преступление, не связанное напрямую с землями государства, отданными в распоряжение ВГУ.
И тут на тебе. Новая проверка по старым делам, да еще инициированная главным следователем страны. Чего вдруг? Шлыков подсчитал, что за последнее время направил более 300 (!) жалоб во все возможные инстанции, в том числе, внимание, лидерам всех российских парламентских партий. Понятно, что уж в предвыборную пору наши парламентарии не могли себе позволить ни отреагировать на столь заманчивые обвинения в коррупции и сопроводили их своими гневными письмами. Последние уже, очевидно, пришлось заметить Бастрыкину, варящемуся в той же политической каше. Сам автор разоблачительных посланий не отрицает, что воспользовался ситуацией, но на войне, как известно, все средства хороши. Глядишь, что и выгорит.
Бывший ректор Титов отнесся к инициативе главы СКР толерантно: «По изложенным Шлыковым фактам уже проводились многочисленные проверки самыми разными ведомствами. И ничего они не нашли». Местные следователи, на которых, видимо, и спустят инициативу свыше, также хранят спокойствие: проверки были, их материалы заняли несколько томов, но «признаков преступления» в деятельности руководства вуза не обнаружено (чем же тогда заполнили эти «несколько томов»?). То есть, все заранее готовы остаться на старте. Система сбоев не дает. Хотя и не опровергает, что инвестдоговоры заключались университетом без согласия с Рособразованием и Росимуществом, оценка рыночной стоимости объектов, вовлекаемых в хозоборот, не проводилась. Ректорат так не принял мер к расторжению незаконных договоров. И за все про все отделался лишь выговором Титову. Кажется, пока в данной истории формула «кто ищет - тот найдет» работает в противоположную сторону.