На снос 38 металлических гаражей, расположенных в водоохраной зоне на улице Дарвина, 1е, направлено 2,9 млн рублей из госказны. Основные работы должны пройти до конца года. Пока дорогостоящие эллинги, как убедились корреспонденты «ВК», выглядят монументально. Более того, охранники спорт-яхт-клуба «Принципиум», который и организовался на незаконном участке, ничего не слышали о скором сломе построек. По их словам, скорее приставы «сломаются»: хоть хозяева ряда ангаров и сменились, они все еще относятся к людям со связями.
В прошлом году «ВК» пропустил своеобразный «юбилей» истории об удивительных эллингах на живописном берегу воронежского «моря». В июле 2005 года в Центральный РОВД с заявлением обратился Юрий Малышев (так сказать, подрядчик, обманутый заказчиками), который обратил внимание правоохранителей на строительство гаражей для катеров в районе пляжа и спасательной станции санатория им. М.Горького. Вскоре было установлено, что кооператив «Принципиум» без оформления правоустанавливающих документов на землю на расстоянии пяти метров от уреза воды, в нарушение требований Водного и Земельного кодексов РФ, возвел фундамент из монолитного бетона и установил 38 металлических ангаров. Площадь одного эллинга – около 60 кв м, где помимо снегоходов или водных мотоциклов располагается еще и комната отдыха. Весь водный транспорт принадлежал, как тогда говорили, крупным воронежским чиновникам и бизнесменам. Но самое интересное в материалах правоохранителей касалось бывшего главного госинспектора по охране окружающей среды региона Анатолия Бородкина. По его инициативе в 2004-2005 годах производились работы по углублению дна вдоль берега водохранилища ниже пляжа санатория. В результате там и выросла насыпь под эллинги. До лета 2004 года большей части участка площадью 1,09 га вообще не существовало. По данным облпрокуратуры, на «намывные» мероприятия управление Бородкина затратило более 3,8 млн рублей. 30 января 2006 года в отношении чиновника даже возбудили уголовное дело, его подзревали в «злоупотреблении полномочиями». Но спустя девять месяцев уголовное преследование было прекращено, как не редко бывает, в связи с «отсутствием состава преступления».
В сентябре 2005-го райпрокурор обратился в суд в интересах РФ и жителей города с требованием обязать ответчика снести самовольно возведенные гаражи и привести земельный участок в первоначальное состояние. После всех возможных затягиваний, исковые требования удовлетворили – в апреле 2007-го. Еще через восемь месяцев коллегия облсуда отказала в жалобе кооперативу. Решение суда о сносе гаражей вступило в законную силу. В начале февраля 2008-го приставы центрального района получили исполнительный лист, по которому им следовало проконтролировать снос эллингов самим кооперативом. Не помогло. Дело дошло до того, что в апреле 2008-го приставы обратились в Центральный райсуд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения решения о сносе. Им разжевали, что если кооператив сам не чешется, сносить надо в принудительном порядке, но всех членов «Принципиума» заранее уведомив о начале действа.
Ох, как в тот период было не просто главному судебному приставу региона Вере Поповой. Ей чуть ли ни на каждой пресс-конференции приходилось пояснять, почему ликвидация элитных объектов откладывается вновь. И все время, вроде бы, по вполне законным обстоятельствам: то председатель кооператива поменяется, то члены клуба не хотят убирать свое имущество из гаражей. Но Вера Васильевна упорно обещала, что так или иначе «дело принципа» закончится конкурсом, где определится фирма, которая и совершит снос за счет федеральных средств. А затраченные деньги потом будут взыскиваться с должника.
Местная пресса потеряла интерес к истории с эллингами где-то в начале 2009-го, когда стало ясно, что прежняя воронежская элита теряет свои позиции. Казалось, что не ровен час, гаражи «схлопнутся» сами собой, как карточный домик. Да и трудяга Малышев, вдруг, перестал теребить все инстанции своими письмами с требованиями соблюсти решения судов. Как позже выяснилось, почти два года он приходил в себя после встречи с неизвестными недалеко от собственного дома на Ленинском проспекте (заработал травму головы и хромоту). В конце ноября текущего года Малышев получил новые известия от судебных приставов.
В целях исполнения решения суда трехлетней давности территориальное управление Росимущества запросило из федерального бюджета 2,9 млн рублей на снос эллингов. На первую часть средств – 100 тыс. еще в конце мая ООО «Альмира» близ ангаров демонтировало бетонное покрытие пожарного въезда, ведущего к водохранилищу. То есть, приставы силами подрядчика слегка насолили хозяевам гаражей. За то, что члены «Принципиума» по-прежнему не хотят сносить сами, с них взяли штрафы на общую сумму 60 тыс. рублей. Очередной председатель кооператива Сергей Дмитриев только за прошлый год трижды предупреждался об уголовной ответственности за неисполнение решения суда. И ничего страшного, Дмитриев на свободе, эллинги – в полной боевой готовности, а отсутствие пожарного въезда их владельцев, очевидно, ничуть не беспокоит.
Вчера в региональной службе судебных приставов нам сообщили, что федеральное агентство по управлению Госсобственностью согласовало выделение всех необходимых средств на ликвидацию эллингов: «Исполнение решения суда запланировано на декабрь». Всего в текущем году приставы исполнили 82 судебных акта о сносе незаконных строений. Наверное, подобная статистика придает им уверенности.
Конечно, в очередной раз пожелаем удачи приставам в их нелегкой работе. Нет ничего более устойчивого, чем благосостояние крупного чиновника (пусть и бывшего), подкрепляемого еще и интересами не совсем чистого бизнеса, проще говоря, криминала. Тем, кто с таким постулатом не согласен и верит в успех борьбы с коррупцией, советуем дальше проследить за водной историей (феерией в каком-то смысле) на улице Дарвина, 1е.