Анекдот: «Фобос-грунт» может оказаться самой замечательной космической программой! Он упадет на Землю, возьмет образцы грунта и улетит с ними на Марс!
В последние недели были популярны хохмы о несостоявшейся межпланетной станции «Фобос-грунт». Начиная с неудачного названия («Как вы корабль назовете, так он и полетит») и заканчивая официальным заявлением главы Роскосмоса Владимира Поповкина, что в аварии «Фобоса» могут быть виновны мощные средства воздействия на космическое пространство – типа со стороны внешних врагов России.
Фобос, как известно, - древнегреческий бог страха, сын Ареса, бога войны, и Афродиты, богини любви и красоты. Но на самом деле за нашу науку и производство было не страшно, а обидно. Смеяться не хотелось. Даже после таких анекдотов в Интернете, как, например: «От застрявшей на околоземной орбите межпланетной станции «Фобос-грунт» отделились в поисках третьего два неопознанных объекта». Но некоторые хохмы заставляют задуматься. Так, в Сети шутили, что вопреки новостям станция не упадет. Напротив, оттуда послан сигнал, что она улетает с планеты жуликов и воров и возвращаться не собирается. А в нашем обществе действительно присутствуют невозвращенческие настроения.
Больше всего обсуждалось, куда упадет «Фобос». Официальные версии определяли точку падения и в горах Афганистана, и в Атлантике, и в Чили, и даже где-то под Воронежем - практически на всех континентах и во всех океанах. «Атмосфера дышит, Солнце тоже ведет себя по-разному. По-разному может быть ориентирован аппарат, особенно если он неуправляемый, поэтому предсказывать больше, чем за сутки, район падения практически бесполезно», - признавались в Роскосмосе.
Возможность катастрофы стала удачным оправданием в личных и деловых неурядицах: «Да, не успел. Да, не готово. Но все равно через неделю прилетит «Фобос», и все накроется». После падения обломков спутника «Меридиан» на улицу Космонавтов в новосибирском академгородке «Фобос» мог сойти за уважительную причину. Хотя, конечно, никто не дал бы гарантий, что начальство оценит ее по достоинству.
На днях я обсуждал перспективы одной некоммерческой организации помощи всему хорошему и противодействия всему плохому с ее директором. Исполненный оптимизма (или, как сейчас модно говорить, позитива), он рассказывал мне о широких горизонтах. Однако предполагаемые проекты требуют времени, доброй воли чиновников и благотворительных фондов, чего, разумеется, никто не гарантирует. В результате помощь хорошему через несколько лет должна превратиться из разовых полуслучайных акций в непрерывно работающий конвейер, даже несколько.
«Я, наверное, совсем непозитивный человек, - пришлось мне признаться. - Не представляю, как можно что-то планировать надолго, думать о развитии. Ну, допустим, мы сажаем семечку в горшок, поливаем, переносим саженец в грунт, поливаем его, удобряем. Через год у нас дерево такой-то вышины, через два - вдвое выше, через десять - гигант в пять обхватов. Даже если не ждать, что упадет на голову «Фобос», можно назвать тысячу причин, почему заявленное неосуществимо. Мне кажется, сейчас проще исходить из философии малых дел: сделал сегодня что-то полезное - и слава Богу, чем вкладываться в новые структуры и институты. Примеры отечественной истории, в том числе наблюдаемой нами непосредственно, настолько многочисленны, что и приводить их излишне».
«Историческое образование диктует мне противоположный подход, - возразил собеседник. - Да, у меня есть ощущение неуверенности в завтрашнем дне, я и сам нахожусь в ожидании того, что на голову свалится если и не «Фобос», то какой-нибудь кирпич. Но сто лет назад многие наши соотечественники чувствовали примерно то же самое и, как показало их ближайшее будущее, не ошибались. Но тем не менее в СССР были начаты многие большие проекты, которые удалось довести до конца. Не так, как задумывалось, совершенно в других условиях и часто другими людьми. К примеру, электрификация, московское метро и создание уникальной системы заповедников. Да, наконец, запуск в космос первого человека».
К счастью, людей, которые планируют на перспективу, - я их называю в хорошем смысле масонами - не так уж и мало. Они двигают что-то хорошее так, как они его понимают, собственными усилиями и скудными ресурсами, которые удается выпросить у чиновников или спонсоров. Скажем, недавно отметила четвертую годовщину художественная галерея «Х.Л.А.М.», единственная, по сути, площадка для авангардного искусства в Воронеже. Главный принцип таких людей, цитируя моего товарища: «Если ничего не делать, то ничего и не будет». Побольше бы их.
Ну а что касается «Фобос-грунта», то с планеты жуликов и воров так просто не улетишь. Упокоился он в Тихом океане. 15 января вечером его сгоревшие в атмосфере останки упали в 1250 километрах к западу от чилийского острова Веллингтон.