Протоиерею Всеволоду Чаплину сам Бог велел быть медийным лицом. Обязывает должность – председатель Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви и общества. И надо сказать, он не отсиживается в идеологических окопах. Вспомним недавние его инициативы, зачастую отличавшиеся не просто оригинальностью, а эпатажностью: введение дресс-кода для жителей России, приструнение Интернета, проверка на предмет пропаганды педофилии романов Маркеса и Набокова. Так что к напористости протоиерея публике не привыкать. Однако с наступлением 2012 года от Рождества Христова активность Всеволода Чаплина достигла стадии «гипер». В чем видится «рука» Болотной площади и проспекта Сахарова. Куда ж сегодня без них.
Протоиерей, подобно преданному в свое время анафеме Льву Толстому, просто-таки не может молчать. А все отчего? По его разумению, нам надобно переходить от стабильности к диктатуре совести и воли (тут уж совсем явно маячит «рука» драматурга Михаила Шатрова, искавшего спасение в замене неправильных большевиков вроде Сталина на правильных - типа Ленина). Согласно главному «общественнику» РПЦ, «стабильности сегодня мало, чтобы сохранилась страна. Если лет пять-семь назад было достаточно, то теперь - недостаточно. Политическая жизнь пришла в движение. Обратно ее не загонишь, как нельзя обратно загнать шампанское в бутылку и закрыть… Если мы хотим сохраниться, нужны нестандартные действия, жесткие. И власть, если она не хочет быть медленно уничтоженной, и народ, если не хочет кормить чужой бизнес и чужую армию, должны вести другую политику. Не такую, какая велась последние годы, оборонительную, а наступательную».
Грубо говоря, Владимир Путин (следом, понятно, и Дмитрий Медведев) был поначалу прав, но потом - нет. Надо бы, чтобы опять стал прав. Кроме шуток. Персонифицированно-то протоиерей властный тандем любит. До восхищения. Осенью прошлого года на съезде «Единой России» он произнес следующий спич: «Когда еще в истории России высшая власть в государстве передавалась так мирно, достойно, честно, по-дружески? Настоящий пример доброты и нравственности в политике, пример, которому, по-моему, могут позавидовать не только наши предшественники и люди, жившие в советское время, но и граждане большинства стран мира, включая тех, которые пытаются нас учить». Но… Жестче надобно, жестче.
Отец Всеволод Чаплин, надо заметить, хотя и полагает, что «лидерам русских организаций стыдно стоять на одной трибуне с Немцовым, Каспаровым, Собчак», не шибко разборчив в выборе СМИ. Вышеприведенная цитата, к примеру, взята из беседы протоиерея на «Радио КП» и на сайте «Комсомолки» висит рядышком с фото голой ведущей «Дома-2» Ольги Бузовой, заснятыми папарацци снимками интимных игр актрисы Оксаны Акиньшиной и выложенными в Сеть напарницей Собчак Ксенией Бородиной собственными ню-откровениями. А самые свои громкие заявления протоиерей, как правило, делает в эфире Русской службы новостей. Если кто не знает, РСН возглавляет Сергей Доренко. Человек, для которого в журналистике нравственные не то что законы, но и обычные принципы отродясь не имели никакого значения. Так вот, бывший супертелекиллер формулирует без затей: «На 200% убежден, что Чаплин делает свои заявления, согласовав их с патриархом. Трон патриарха не позволяет некоторых вещей, которые может говорить Чаплин. В то же время абсолютно убежден, что Кирилл согласовал все с Путиным. 2000%».
Принцип известный: не можешь обуздать движение, - возглавь его. Коли шампанское нельзя вернуть в бутылку, надо возглавить процесс розлива и распития. В предпочтениях и отрицаниях логика тут не очень работает. В последние дни протоиерей встретился с двумя деятелями, которые являются антагонистами по определению: партия воров и жуликов». Другому принадлежит сакраментальное: «отец Всеволод Чаплин намеревается проскочить между Сциллой и Харибдой. Вроде легендарного наркома Микояна, сохранившего себя от опалы и при Ленине, и при Сталине, и при Маленкове, и при Брежневе. Помните анекдот? «Анастас Иванович, дождь идет. Возьмите зонтик, а то промокнете». –- «Ничего, ничего. Между струйками проскользну». Между брызгами шампанского, правда, не пробовал.
Александр СОРОКИН.