Пятая программная статья Владимира Путина «Строительство справедливости», опубликованная вчера в «Комсомольской правде», декларативна. Большинство предлагаемых мер не привязаны к срокам. Если очереди в детсадах обещано ликвидировать за четыре года, то в вопросе о снижении стоимости жилья на 20% привязка к дате отсутствует. В статье есть и популярные, и непопулярные тезисы. Премьер выступает и против повышения пенсионного возраста, и против отмены ЕГЭ.
В пятой статье Путин задается вопросом, сохранится ли Россия или превратится в «пустое пространство», судьбу которого решать не нам. Угроза вполне реальна. 2% населения Земли, или 143 млн человек (из них больше 80% - русские), проживают на территории, где сконцентрировано 40% природных богатств планеты. Но при инерционном сценарии к 2050 году население России составит 107 млн. Путин предлагает усилить поддержку многодетных семей, в том числе за счет содействия их занятости и улучшения жилищных условий, и осуществлять «умную» миграционную политику - при том, что ту, которая велась до сих пор, признает неэффективной. Стране, по его мнению, нужен миграционный поток на уровне 300 тыс. человек в год, но с учетом исключения потенциальных этнокультурных и прочих рисков.
«Ключевым условием того, чтобы человек переехал жить и работать в Россию, должна стать его готовность принимать нашу культуру, наши ценности», - уточняет премьер, отсылая нас к одной из предыдущих статей «Национальный вопрос». - Предлагаю снять все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России (то есть сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения».
Вслед за материнским капиталом Путин обещает ввести специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей до достижения ими трехлетнего возраста. Цена вопроса - около 7 тыс. рублей в месяц. Госбюджет окажет поддержку субъектам Федерации, которые введут пособие, до 90% от необходимых средств в 2013-м с постепенным увеличением вливаний региона до 50% к 2018 году.
По данным премьера, 80% населения России не занимаются физкультурой или спортом, 65% - регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% - проходят медобследования только в случае болезни. Требуется повысить ответственность каждого гражданина за состояние своего здоровья. Резервы качества медобслуживания премьер видит в улучшении его организации. А поскольку амбулаторное лечение в большинстве случаев комфортнее для пациента и дешевле для государства, целесообразно сконцентрировать бюджетные средства на его развитии.
В нулевые годы, продолжает Путин, представление о нормальных потребностях и возможностях средней российской семьи принципиально изменились. Если 10 - 12 лет назад речь шла главным образом о том, чтобы не скатиться в нищету, то теперь основная масса населения предъявляет запросы иного порядка. Но социальная сфера не успела подстроиться. Сохраняется низкое качество услуг. Не остановлено «расползание принудительной платности». И главная задача, которую ставит перед собой Путин, - кардинальное повышение эффективности социальных расходов. Они составляют более половины в общих госрасходах и за последние четыре года выросли в абсолютном выражении в полтора раза, а в доле ВВП - с 21% до 27%.
Путин не обошел вниманием ни одну из категорий населения. И ни разу не отклонился от тезиса о необходимости повысить отдачу каждого рубля, вложенного в социалку. Например, он считает неэффективным механическое увеличение зарплат бюджетников. Необходимо учитывать их квалификацию и профессиональные достижения. Поэтому рост базового уровня оплаты должен сочетаться с более быстрым увеличением фонда стимулирующих надбавок. Премьер напоминает, что с 2012 года субъекты Федерации при поддержке центра обеспечат среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. Предполагается улучшить материальное положение преподавателей госвузов. С 1 сентября их зарплаты должны вырасти до средней по региону, а в дальнейшем - до 200%. Аналогичный ориентир установлен для врачей и научных сотрудников. Что касается стипендий, то речь идет о прибавке в 5 тыс. рублей - «по крайней мере, на первых курсах обучения, когда студент основное время должен уделять учебе, а не отвлекаться на подработки».
В высшей школе, считает Путин, нужно менять положение, когда выпускник заведомо не находит (или не ищет) работы по профилю подготовки и идет работать туда, где ему заново приходится овладевать знаниями и навыками. Причина - несоответствие структуры бюджетных мест и потребностей рынка, что приводит к неэффективному использованию до четверти бюджетных средств, направляемых в высшее образование, - больше 100 млрд рублей в год. «Надо навести элементарный порядок, - декларирует премьер. - На рынке существует большое количество вузов, которые нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует неэффективно. Вузы, которые потеряли рынок труда для выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам».
И в сфере культуры роль государства Путин тоже признает недостаточной. Конечно, власть стимулировала художественное творчество, поддерживала музеи, библиотеки. Но отстала от роста коммерческой составляющей в сфере досуга. В итоге программы федеральных телеканалов стали «пошлыми», а количество посещений театров и музеев упало. В отрасли предлагается наращивать финансирование грантов, использовать возможностей цифрового ТВ для появления новых каналов и телепередач.
Путин констатирует, что разрыв между наиболее и наименее обеспеченными группами населения сокращается в России слишком медленно. Каждый восьмой гражданин живет за чертой бедности. А если исходить из того, что только четверть населения имеет возможность строить или покупать жилье, то гораздо больше. Поэтому важнейшая задача государства - уменьшение материального неравенства как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так и - в первую очередь - за счет возможности каждому зарабатывать, обеспечить себе достаточный уровень доходов.
Для нынешних и будущих пенсионеров тоже есть новости. «Пенсии непременно будут расти», а Путин является противником повышения пенсионного возраста. Премьер обещает дальнейшее реформирование пенсионной системы, но не сообщает подробностей, ограничиваясь констатацией фактов: государство тратит на пенсии больше 10% ВВП, а соотношение численности работающих и пенсионеров в ближайшие годы значительно снизится. Известно, что количество людей, занятых в экономике, уменьшается на 300 - 400 тыс. в год (начал сказываться послевоенный бэби-бум).
В коммунальной сфере граждане оплачивают более 90% от экономически обоснованных тарифов, а «качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих территорий до ремонта жилфонда - совершенно не соответствует их стоимости». Аппетиты коммунальщиков растут. Казалось бы, проблема в том, что государство либерализовало отрасль, оставив граждан наедине с управляющими компаниями. Но, по Путину, она - «в неумении или нежелании местной власти выстроить конкурентные условия на рынке», в локальном монополизме и бесконтрольности поставщиков. Предлагается наладить обучение россиян основам законодательства и экономики ЖКХ, перейти к установлению социальных норм потребления коммунальных ресурсов, а их стоимость расписывать как минимум на три года вперед - «по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору». Впрочем, в нашей стране с трудом представляется не сам факт создания школ начинающих граждан-коммунальщиков, а то, что люди бросятся туда записываться. Абсолютно непонятно, почему «простая формула» расчета стоимости услуг ЖКХ не появилась раньше.
Обеспеченность граждан жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 кв. м на человека, констатирует Путин. Но по сравнению с западными странами и США то, что мы имеем, выглядит скромно. И главная проблема - непомерная цена квадратного метра. Чтобы переломить ситуацию, Путин собирается принять ряд мер по снижению стоимости стройматериалов и коррупционной нагрузки на бизнес: «Две трети усилий и затрат специалистов строительных фирм приходятся на прохождение разнообразно выстроенных бюрократических барьеров, а не на организацию производства». На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых стройматериалов. Премьер обещает уменьшение стоимости ипотеки - «вместе со снижением инфляции», появление стройсберкасс по типу немецких и развитие рынка арендного жилья.
Несмотря на декларативность и отсутствие конкретного наполнения большинства тезисов, Путин выступает больше как прагматик, чем популист. С экономической точки зрения, пожалуй, следовало бы повысить пенсионный возраст, а высвободившиеся деньги пустить на развитие науки, создание новых производств и крупных инфраструктурных объектов. С социальных позиций государству не мешало бы вернуть контроль над ЖКХ, поручив управлять жилфондом местной власти, отменить разрушительные для образования, по мнению многих ученых, ЕГЭ и систему бакалавриата. Ввести принцип единой бюджетной обеспеченности граждан - вне зависимости от места их проживания. Но денег, по признанию самого Путина, на все не хватит. Красной нитью его статьи является отказ от принципа эгалитаризма, то есть уравниловки: те, у кого выше квалификация, должны и получать больше.
В принципе, экономическую политику Путина, за исключением наличия таких монстров, как «Газпром» и госкорпораций, надо признать либеральной, а социальную - прагматичной. Он, кажется, не обещает больше, чем государство может себе позволить. Историческая цена выбора между действием и бездействием, утверждает сам Путин, - почти 50 млн жизней в ближайшие 40 лет. Иными словами, первое постсоветское поколение увидит либо крах России, либо ее расцвет.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".