Минувшие три месяца сопровождались таким количеством многотысячных митингов, которое, пожалуй, не набежало и за три предыдущих года. Больший вопрос – как противостояния станут разрешаться. В пылу предвыборной борьбы последняя задача сводилась до примитива: кто не с нами, тот против нас. Отсюда и лозунги вроде «Защитим страну» (понятно, что страну защищают от врагов –- внешних или внутренних). Отсюда и объярлычивание стана наиболее вероятного противника: «оранжевая чума», «наймиты Вашингтонского обкома». Вроде как по одну сторону баррикад сидят исконные патриоты, а по другую окопались записные предатели Родины.
Враждующие стороны. Протоиерей Всеволод Чаплин в январе (то есть в самый разгар митинговой стихии) на голубом глазу заявил: «Я думаю, что сегодня нужно подумать о мощном военном присутствии России во всех регионах, где люди просят защиты от оранжевых экспериментов, от разного рода цветных революций. Даже если России нужно будет участвовать в боевых действиях, такого варианта не нужно бояться. Армии следует дать наконец настоящую работу. Сетевых «хомячков» вполне можно было бы отправить в действующие войска. Те из них, кто выживут, наверное, станут людьми». Человеколюбием от слов одного из самых медийных лиц Русской православной церкви (ни дня, кстати, не служившего в армии) так и несет…
Между тем по обе стороны баррикад –- граждане одной страны. И присвоение себе одной из сторон исключительного права на любовь к Отчизне мне лично кажется нахальством. Вопрос о том, кто более ценен, полезен государству российскому, проясняется не на митингах. Тут все сложно. Даже когда касаешься отдельной личности. Андрей Сахаров, к примеру, был весьма недружелюбно настроен к советской власти и КПСС, но для безопасности (а в определенный момент и для сохранения СССР) академик, не исключено, сделал больше, чем вся Лубянка вместе взятая. За что был отмечен тремя звездами Героя Соцтруда. Трижды Герои, занимавшиеся политическим сыском, истории не ведомы. Пример из совсем иного политического спектра. При создании реготделения партии «Отечество –- Вся Россия» Дмитрий Рогозин, теперь вице-премьер РФ продекламировал: «Я Родину свою люблю, а государство ненавижу». Державник из державников, однако и он не смешивает Родину и государство. Так называемые антиоранжисты смешивают всегда и обязательно. Логика здесь проста как три копейки: наше вмешательство (в том числе и вооруженное) во внутренние дела других стран –- несомненное благо. А нас –- не замай. С последним спорить и не думаю. С первым –- непременно.
Если понимать под оранжизмом моральное и материальное вмешательство (вмешательство вооруженное –- интервенция), то наша страна тут сама кому хочешь сто очков вперед даст. Чего стоят одни твердокаменные большевики с их целеустремленным разложением армии, превращением империалистической войны в Гражданскую, пломбированным вагоном и так далее. Так что Октябрь 1917 года в определенном смысле –- стопроцентный пароксизм «оранжевой чумы». А всемирная пролетарская революция суть не что иное, как глобализация. Ну, скажите мне, какие факторы, кроме советского, обусловили 90 лет назад прыжок Монголии из феодализма прямиком в социализм? Какая революционная ситуация? Чего низы тамошних аратов-скотоводов не хотели, а ханские верхи не могли? Свои идеи несли на штыках не только загнивающие империалисты, но и мы, русские.
Что же касается заклятых друзей-американцев, то Российская империя сыграла немалую роль в становлении государства под названием Соединенные Штаты Америки. Приведу лишь два примера. Екатерина Великая отказала английскому королю Георгу III в его просьбе послать 20 тыс. казаков на подавление восстания в американских колониях, что сильно помогло тем колониям уцелеть. А во время противостояния полторы сотни лет назад между Севером и Югом Россия с самого начала заняла сторону северян. Президент Авраам Линкольн установил морскую блокаду южан. Но сил было маловато. Вступи в открытую войну Англия и Франция, северяне бы не устояли, не удержали бы блокаду. И тогда Александр II дал русским кораблям приказ идти в форты Нью-Йорка и Сан-Франциско, поддержав таким образом Линкольна. Север в итоге победил. Заплатить он нам напрямую не мог. Поэтому США купили у России Аляску, не нужную тогда ни нам, ни им. Но суть не в Аляске. 150 лет назад США и Россию объединила идея свободы. Напомню, в 1861 году Александр II издал манифест об освобождении крестьян. В 1862-м Линкольн издал манифест об освобождении рабов. Такие совпадения случайными не бывают. Поучиться бы нам (и русским, и американцам) у прапрадедов, а не грузить апельсины бочками.