В Воронеже развивается конфликт между руководством Верхне-Донского управления Ростехнадзора и ООО «Око». Компания, занимающаяся выдачей экспертиз горнодобывающим предприятиям, пожаловалась в облпрокуратуру и сам Ростехнадзор на бездеятельность воронежского руководителя ведомства Владимира Дернового и его заместителя Юрия Бавыкина. По словам представителей фирмы, с Нового года от них требуют делиться прибылями от экспертиз, иначе документы не будут утверждаться, а клиенты уйдут к конкурентам. Сам Юрий Бавыкин говорит, что с коррупцией они борются и ко всем заявителям относятся одинаково.
Как сказано в жалобах гендиректора ООО «Око» Натальи Черниковой, в период с 2006 по 2011 года организацией проведено свыше 500 экспертиз различных технических устройств. Заключения промбезопасности спокойно утверждались в Верхне-Донском управлении Ростехнадзора, отказов не было. ЧП с обследованным оборудованием – тоже. Как поясняют сами эксперты, заключения оформляются в соответствии с нормативными актами, которые содержат исчерпывающий перечень необходимых документов. Поэтому что-то добавлять или убавлять к обычному набору бумаг просто незачем: «За последние годы в отрасли нормативная база практически не менялась, чего не скажешь о людях в погонах и форме».
С конца прошлого года «Око» получило из управления Ростехнадзора девять отказов на свои заключения, причем со странной, как считают в ООО, аргументацией. Замруководителя Юрий Бавыкин установил, в частности, такие «нарушения» требований к документам, как недостаток протоколов проверки знаний правил безопасности самих сотрудников «Ока», начиная от гендиректора и вплоть до рядовых экспертов, и отсутствие нумерации на восьми страницах заключения. В целом же, официально поясняя свое недовольство, Бавыкин ссылается на методические рекомендации под шифром РД-06-565-03. Они регламентируют производственные отношения непосредственно экспертов и организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в том числе объем и порядок предоставления ими друг другу необходимой документации. Участие сотрудников Ростехнадзора в данном процессе рекомендацией, вроде бы, не предусматривается.
Зато пункт 3.4 РД-03-298-99, на который ссылается Бавыкин, гласит, что в случае отказа в утверждении заключения, его надо аргументировано обосновать. А при необходимости дополнительного изучения вопроса, 30-дневный срок, отведенный для утверждения экспертизы, может быть продлен еще на месяц. Но Верхне-Донское управление, констатируют в «Око», никакой дополнительной информации у них не запрашивало. А просто настаивает на неподкрепленных законодательством доводах Бавыкина, который ко всему прочему, на конец 2011-го не курировал утверждение экспертиз, но контролировать их взялся. Второго февраля, в ответ на ряд писем Черниковой с просьбой все-таки аргументировать отказ на утверждение экспертиз, замруководителя затребовал от фирмы ксерокопии трудовых книжек сотрудников, дипломы об образовании, удостоверения об аттестации в области промбезопасности и даже должностные инструкции.
«Все необходимые документы, подтверждающие квалификацию экспертов и используемого нами оборудования, у ведомства давно имеются, - объясняют в фирме. - В межрегиональном отделе по горному надзору, маркшейдерским и взрывным работам ведется накопительная папка по ООО «Око». На протяжении последних четырех лет нами систематически предоставляется информация по специалистам и юрлице, начиная от лицензии, квалификационных удостоверений экспертов, и заканчивая свидетельствами об аттестации лабораторий и сертификатами на контрольные образцы. Если же вдаваться в подробности требований к нам и искать в них более-менее рациональное зерно, надо почитать правила проведения экспертизы промбезопасности. В них сказано, что протоколы проверки знаний экспертов и их гендиректора не требуются. Полномочия экспертов подтверждены их свидетельствами. В перечне необходимых документов отсутствуют требования о представлении данных по аттестации лаборатории, копий поверок приборов, различных внутренних приказов. Это слишком мелкие документы. Те же листы заключения, которые не пронумерованы, являются копиями документов и вписаны в содержание».
Карикатура "Чиновник и предприниматель"
«Око» располагается через дорогу от Верхне-Донского управления, однако ни одного ответа от руководителя местного Ростехнадзора Владимира Дернового организация не получила. Было лишь несколько отписок от самого Бавыкина, на которого и жаловались эксперты. «Через своих подчиненных он пригрозил, что отменит сотни предыдущих экспертиз, если мы не успокоимся, - пишут в надзорные органы менеджеры «Ока». – Вскоре началась незапланированная проверка деятельности нашей организации. Седьмого февраля Бавыкин побывал на двух ОАО в Липецкой области - «Лавский Карьер» и «Горняк», а девятого - на воронежском ЗАО «Тихий Дон». Подчиненные Бавыкина советуют руководителям предприятий, с которыми у нас заключены договора, прекратить работать с «Оком». Нам они неоднократно поясняли, что если фирма не будет платить за утверждения экспертиз, то сделают все возможное, чтобы с организацией не работали горнодобытчики. Видимо, они держат свое слово. Не зря Бавыкин всюду козыряет, что он экс-сотрудник ФСБ с сильными покровителями». По подсчетам «Ока», благодаря руководству Ростехнадзора, в восьми горнодобывающих предприятиях Воронежской и Липецкой областей уже остановлены 12-ть единиц техники. В телефонном разговоре один из руководителей «Тихого Дона» подтвердил «ВК», что к ним на предприятие Бавыкин с подчиненными наведывались без предупреждения, что-то фотографировали, затем выдали предписание.
По стечению обстоятельств, именно после бунта «Ока», в Ростехнадзор поступили жалобы на работу ООО от двух конкурентов из соседних областей - ООО НТКЦ «Ресурс» и ВОФИ «Единение» по ЦФО. Одни донесли Дерновому на начальника межрегиональном отдела по горному надзору, маркшейдерским и взрывным работам Михаила Донских и его «аффилированную структуру ООО «Око», которая монополизировала рынок техэкспертиз, а вторые, не объясняя причин, попросили «незамедлительно принять меры» в отношении того же Донских и «Ока». Как выяснил корреспондент «ВК», родственники Донских, действительно, являются сотрудникам экспертной фирмы, но они - рядовые специалисты, а не учредители или руководители. Впрочем, на обоих докладных уже стоит роспись: «провести служебное расследование». Истина где-то рядом.
С 1 июля 2009 года управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Воронежской области переименовали в Верхне-Донское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Ведомство осуществляет контрольно-надзорную деятельность на территориях Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой и Тамбовской областей. Его главная задача - предотвращение техногенных катастроф и аварий. С июля 2005- го структуру возглавлял Борис Алпатов, который ушел с поста на пенсию весной прошлого года. В августе новым руководителем назначили бывшего заместителя Алпатова, проработавшего в управлении около двух лет, Владимира Дернового.
Юрий Бавыкин, действительно, с 1994 года по 2009-й находился на военной службе в УФСБ по региону. Однако после того как службу возглавил Александр Клопов, 24 ноября Бавыкин уволился в должности начальника отдела материально-технического обеспечения в звании подполковника. С 28 ноября того же года стал заместителем руководителя Верхне-Донского управления. «У меня лично нет никаких вопросов к компании, - заявил «ВК» Юрий Николаевич. - Реально есть недостатки, которые им надлежит устранить, согласно действующему законодательству добавить несколько документов. Все в их жалобах надуманно. Если информация будет опубликована, я подам в суд иск о защите чести и достоинства. Я в глаза из них никого не видел, работал с теми документами, которые мне принесли. А их перечень был недостаточен для того, чтобы я их мог утвердить. Будь на моем месте кто-то другой, тоже бы не утвердил. Принесут все документы – ради бога, я не вижу никакой подоплеки. О какой коррупционной составляющей может идти речь, если я в структуре работаю два года, совсем недавно пришел с органов безопасности. Глупо. Если будет статья, я просто подам в суд, вам это нужно? Мы несколько раз приглашали представителей к нам, есть претензии только к оформлению документов, а ни к кому-то лично. Большая разница».
По словам Бавыкина, жалобами в различные инстанции «Око» оказывает давление на него, чтобы он принял неправильное решение: «А если будет человеческая жертва? Если у них формально выполнены работы? Здесь нужно подходить по-государственному. Они говорят, что не было отказов, ерунда – были. Технику в карьерах из-за нас никакую не останавливали, у меня даже фотографии есть. Вообще отказ им готовил целый отдел, а я его только утвердил. На тот момент подменял замруководителя, который курирует данную сферу. А у нас сейчас работает служба одного окна. Всяческая коррупционная составляющая убирается».
Сегодня общее число работников управления превышает 430 человек. Они контролируют промбезопасность на таких предприятиях, как ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», «Воронежсинтезкаучук», «Минудобрения», Нововоронежская атомная станция №2, воронежский аэродром и на трассе М-4 «Дон». В целом же управлению подконтрольны более 100 тысяч организаций. Как отмечено на сайте ведомства, «в ближайшее время приоритетным направлением становится работа с кадрами: повышение ответственности, юридической и технической грамотности, самообразования. В первую очередь ставка делается на молодых, грамотных и ответственных специалистов».
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".