Дело - труба
Давно замечено, что Александр Шаганов, автор текстов большинства хитов группы "Любэ", числящейся у нас самой ура-патриотической, не дружит ни с историей, ни с географией. Императрица Екатерина II, правившая Россией в 1762 - 1796 годах, не права у него в том, что продала Соединенным Штатам Аляску (что на самом деле сделал в 1867-м Александр II). А Рассея простирается от Волги до Енисея.
Шутки шутками, а как раз с землей (в широком смысле слова) в Российском государстве большие проблемы. Она у нас по-прежнему обильна. И по-прежнему, увы, современен классик: порядка только нет. Нет рачительного хозяйствования. Ну нельзя же под последним подразумевать выкачивание так называемыми естественными монополиями из лесов, полей и рек (равно как и гор и океанов) природных богатств. Огромные территории у нас остаются, по сути, необжитыми. Вот цитата из Андрея Кончаловского, болеющего за Россию совсем иначе, нежели его младший брат Никита Михалков: "За последние десять лет в Сибири исчезло 11 тыс. деревень и 290 городов. Если средняя плотность населения Сибири и Дальнего Востока - два человека на 1 кв. км, Центральной части России - 46 человек на 1 кв. км, то Китая - 140, а Японии - 338 человек. Для кого мы завоевывали и развивали Сибирь и Курилы? Для китайцев или японцев, так получается!".
Хуже того: люди, все-таки живущие на огромной территории Российского государства (а их становится все меньше; на той же Камчатке 80 тыс. населяют территорию в 400 кв. км, по одной душе даже не на два, а на 5 кв. км) понемногу перестают чувствовать себя единым целым с "большой землей". Отсюда Петровы и Фоменко, при переписи указывающие своей национальностью "сибиряк" или более экзотично - "камчадал". Я уже не говорю о попытках конца ХХ века объявления Уральской, Приморской и тому подобных республик. Могу напомнить, что первый националистический бунт во времена горбачевской перестройки случился в Якутске.
Кстати, у антироссийских вспышек (в местах, которые мы давно считаем обрусевшими) есть такая причина, как незнание приезжими, а то и родившимися здесь ни языка, ни культуры, ни обычаев коренного населения. Лично я тому самый что ни на есть пример. Прожив с десяток лет в Якутии, окончив там восьмилетку, не разумею по-якутски. Потому что просто не учили. А нам и не требовалось.
Но вернемся к ощущению оторванности и, если хотите, ущемленности людей, обитающих от Енисея до Колымы и Алдана. Оно аукается. При желании услышать, конечно. Если сравнивать результаты президентских выборов 2004-го и нынешних, то нетрудно заметить: за исключением Тывы, Россия от Красноярска до Курил (территориально - чуть ли две трети страны) в 2012 году дала Владимиру Путину меньше голосов, чем восемью годами ранее. По-разному - где-то на 01 - 4,9%, а на Сахалине, Чукотке, Камчатке, Курилах, в Магаданской области - на 10 - 19,9%, но хуже. И здесь, безусловно, есть над чем подумать. И есть что поправлять. Было бы желание. За семь лет в рамках столыпинской аграрной реформы за Урал из Центральной России переселились, по разным данным, от 3 до 4 млн крестьян. Миллионов! И не в кандалах. Переселились за срок, почти равный нынешнему президентскому. Вот что значит четко выстроенная и отлаженная система. Между прочим, знаменитые сибирские дивизии, спасшие зимой 1941 года Москву, в большинстве своем состояли из детей и внуков как раз тех переселенцев.
Выходит, что все дело только в правильно расставленных приоритетах. На самом деле в николаевской России проблем было ничуть не меньше, чем в путинской. Да и государственная казна теперь в стране пообильнее будет, чем сотню лет назад.
Говорят, что Сергей Шойгу после майских праздников, сопряженных с президентской инаугурацией, покинет министерский пост и возглавит госкорпорацию по развитию Дальнего Востока. Сам же Шойгу и предложил ее создать. На реализацию проекта могут выделить до 2025 года 1 трлн рублей. Чтобы понять, много это или мало, нужно прежде всего разобраться, с чем сравнивать. К примеру, на программу развития Вооруженных сил и реформирование военно-промышленного комплекса на предстоящее десятилетие, по словам Владимира Путина, выделят 23 трлн рублей. Понятно, что оборонные расходы подразумевают защиту территориальной целостности России в том числе и за Уралом. Но не придется ли через несколько десятилетий защищать исключительно полигон по выкачке богатств из недр и вод, куда люди прибывают на время вахты по обслуживанию Ее Величества трубы? Тогда точно: будет нам труба.