Россия продолжает вымирать, ежегодно теряя по два миллиона жизней. Несмотря на то что в 2011 году в 40 субъектах Федерации наблюдалось увеличение числа родившихся, в 79 - снижение количества умерших, а в 28 регионах, прежде всего республиках Северного Кавказа, зафиксирован естественный прирост населения, смертность все равно превысила рождаемость. Умерших - 1,92 млн, родившихся - 1,79 млн человек. Конкретно в Воронежской области стало на 13214 жителей меньше. Умер 37041 человек - в полтора раза больше, чем родилось (23827). Я дважды перепроверил таблицы Росстата: хуже, чем у нас, соотношение умерших и родившихся только в десяти регионах. Все они, как и мы, представляют Центральную, коренную Россию. Вымирают такие старые русские города, как Владимир, Новгород, Псков, Рязань, Смоленск, Тамбов, Тверь, Тула.
Сверхсмертность особенно затрагивает мужчин трудоспособного возраста, да и в других категориях наша страна заметно превышает уровень не только Евросоюза и США, но и многих так называемых развивающихся стран. Недавно попалось на глаза любопытное сравнение. В концепции демографической политики РФ до 2025 года средняя продолжительность жизни мужчин заложена на уровне 77,6 года (в пиковом 1987 году - 64,8, сейчас - 62), тогда как в Албании (на минуточку, самой бедной стране ЕС) она уже теперь 73,6.
На сайте Росстата мое внимание привлек с виду непримечательный раздел с расшифровкой причин смертности населения. Оказывается, 55,6%, то есть больше миллиона смертей, приходится на болезни кровообращения (в том числе инфаркты и инсульты), 15%, или около 300 тыс., - на онкологию и менее 10% - на внешние факторы (от производственных травм и ДТП до отравлений алкоголем, убийств и суицидов). Как утверждают эксперты, средний возраст смерти от болезней системы кровообращения в России гораздо ниже, чем в странах ЕС: для мужчин - на 11,6 года, для женщин - на 7,9 лет. Для внешних причин аналогичный разрыв выглядит более внушительно: 18,7 года - для мужчин и 8,3 - для женщин. Вывод, к сожалению, неутешителен - катастрофическое социальное неблагополучие.
Между тем за месяц до инаугурации избранного президента Владимира Путина так и не утвержден текст «Стратегии-2020», фактически - плана Путина образца 2012 года. Ее краеугольным камнем остается вопрос о том, повышать ли в России пенсионный возраст. В конечных рекомендациях разработчиков документа есть положение о его плавном увеличении до 63 лет для обоих полов к 2030 году. Одновременно они предлагают реформу пенсионных отчислений: возврат единого соцналога, снижение пенсионной ставки до 20 - 22% и особый порядок работы пенсионной системы для зарплат, составляющих 1,61 - 2,3 средней по стране.
Директор Института демографии Высшей школы экономики Анатолий Вишневский утверждает, что государственные меры демографической политики в России поверхностны, непоследовательны и малоэффективны. На повышение рождаемости не повлияли даже такие разрекламированные нововведения, как материнский капитал. Причина, как считает ученый, - в ограниченности средств, выделяемых, в частности, на то, чтобы в корне изменить критическое положение с низкой рождаемостью и высокой смертностью. С 2000 по 2009 год доля совокупных затрат на охрану здоровья из всех источников повысилась с 3,7 до 6%, но в 2010-м она снова снизилась. Однако и 6% от ВВП в России с ее накопившимися проблемами, по мнению Вишневского, - ничтожная величина. Затраты на здравоохранение по паритету покупательской способности в среднем составляют у нас 13 - 14 тыс. рублей на душу населения, в то время как США тратят 8 тыс. долларов, Норвегия, Швейцария и Нидерланды - около 5 тыс. долларов в год. А в таких относительно отсталых странах, как Турция, Чили или Мексика, на человека расходуют 1 тыс. долларов.
Так что положение безнадежно, я бы сказал, предынфарктно. В развитие темы о необходимости повышения пенсионного возраста приведу другие убийственные цифры. Сейчас в России на каждую тысячу лиц в трудоспособном возрасте приходится 570 нетрудоспособных -детей и пожилых. По прогнозам Института демографии, к 2025 - 2027 годам их число при оптимистичном сценарии увеличится на 159 человек, при пессимистичном - на 242. Иными словами, 188 человек должны будут прокормить 812. Практически как в пословице, где семеро с ложкой и один - с сошкой.
ХХ век революций, войн и прочих катаклизмов не прошел бесследно. России требуется правительство, отстаивающее исключительно ее национальные интересы, интересы людей. Иначе русский крест, как обычно называют традиционное для последних десятилетий превышение смертности над рождаемостью, станет для нашей Родины могильным.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".