Застрелившийся из наградного пистолета бывший начальник внешней разведки КГБ СССР Леонид Шебаршин оставил предсмертную записку, содержание которой не разглашается. Но у меня сохранились прижизненные записки разведчика. Узнав 31 марта о том, что генерал Шебаршин покончил жизнь самоубийством, я взял с полки его книжку "Хроники безвременья. Заметки и афоризмы бывшего начальника разведки" и начал читать. Так получилось, что чтению я посвятил почти все выходные. Книжка досталась мне в 2001 году -- в качестве приза за участие в конкурсе по космонавтике, который проводила газета "Трибуна". В ней два раздела: "К перелому через вывихи. 1989 -- 1992 годы" и "Ссадины и царапины. 1993 -- 1997 годы".
Начало заметок не случайно обозначено 1989 годом. Именно тогда Шебаршин стал заместителем председателя КГБ СССР -- начальником Первого главного управления КГБ СССР, занимавшегося внешней разведкой. До того он успел почти 30 лет проработать в системе ПГУ, выполняя спецзадания в Пакистане, Индии, Иране, более 20 раз был в Афганистане. Одни сутки, с 22 августа по 23 августа 1991 года, исполнял обязанности председателя КГБ СССР, когда его начальник -- Владимир Крючков -- в связи с участием в ГКЧП был арестован. А через месяц Шебаршин ушел в отставку, не найдя общего языка с новым шефом Вадимом Бакатиным.
В силу своей профессии Леонид Шебаршин владел большим объемом информации о происходящем в стране и в мире, поэтому его суждения о последней, разрушительной фазе перестройки, о событиях августа 1991 года, а потом и октября 1993 года, о последующих политическом и экономическом кризисах представляют интерес для историков -- как оценка прошлого, комментарий настоящего и взгляд в будущее.
Вот как генерал КГБ охарактеризовал историю нашей страны в целом: "Воистину не было ни одного десятилетия, когда русскому человеку было бы скучно жить. Не было и такого, чтобы ему приходилось жить сытно и спокойно". Его мнение о гласности выражено фразой: "Наконец-то все стали говорить то, что думают. Никогда мир не выслушивал столько глупостей".
Мне трудно не согласиться с тем, как Леонид Шебаршин оценил демократический переворот 1991 года: "Затаив дыхание, наблюдал весь народ противостояние в Москве в августе 1991 года двух кучек амбициозных людей, торжествующие лики победителей, лишь изредка омрачавшиеся тенью досады по поводу того, что победа досталась без капитального кровопролития".
А вот несколько характеристик российских политиков: "Кандидаты и доктора наук пошли в политику. По состоянию науки можно судить, что ждет политику"; "Было дело, нескольких здоровых людей признали ненормальными. Теперь многих ненормальных признали здоровыми и избрали в парламент"; "Многие ушли в политику потому, что заниматься политикой -- более доходное дело, чем вооруженный грабеж"; "Одни готовы лечь костьми за призраки прошлого, другие -- за призраки будущего. Третьим наплевать на то и на другое. Они владеют настоящим".
Актуальность многого из того, что написано Шебаршиным 15 -- 20 лет назад, сохраняется: "Радикалам кажется, что они строят в России что-то вроде Швеции, -- построят опять Колыму"; "Через телевидение духовную пищу народу дают не только пережеванной, но и переваренной"; "Губят Россию грамотность без культуры, выпивка без закуски и власть без совести"; "Только одна держава в мире может разгромить Россию -- сама Россия"; "У нас не может быть полицейского государства, ибо полиция отделилась от государства"; "Если бы большинство всегда было право, то Земля по сию пору оставалась бы плоской"; "Недостаточная образованность, доверие к власти и к старшим, отсутствие привычки думать -- гранитный фундамент любой идеологии"; "Велика Москва, а отступать некуда. Кругом Россия".
О событиях предвыборного цикла 2011 -- 2012 годов он сказал: "Митинги -- весенние демонстрации морд"; "На выборах сейчас надо подсчитывать не голоса, а вопли".
Похоронив семь лет назад жену, потеряв зрение, сильный духом, мужественный человек подошел к старости, к тому безлюдью, в котором жить не захотел и о котором пророчески написал за 20 лет до самоубийства. Думается, что книги, написанные генералом КГБ, -- лучший ему памятник. Тому, кто в нашей стране еще читает, с произведениями Шебаршина полезно познакомиться и понять, почему "в России все вожди незаменимые. Но они умирают, а страна, как ни странно, живет".