Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть.
Джералд Форд, 38-й президент США
Ну вот, нам очень быстро дали понять, что новое правительство ничем не лучше предыдущего. А собственно, какие могли быть иллюзии? Откуда им взяться, иллюзиям-то? Дюжину лет государством правит один и тот же человек (у которого, не исключено, впереди такая же дюжина), которого все мы изучили вдоль и поперек, - с какой же стати рассчитывать на неожиданности и питать надежды? Уже, кажется, пора привыкнуть, что отечественное бюрократическое сословие всяческие социальные обязательства рассматривает исключительно как докучливую обузу, от которой при любом удобном случае стремится избавиться. Взять хоть монетизацию льгот или коммунальную реформу.
Трудно не заметить, что в России люди по многу лет сидят в министерских креслах (стабильность!), а популярностью у населения пользуется только один из них - бывший главный спасатель Сергей Шойгу. Кстати сказать, популярность экс-министра по чрезвычайным ситуациям, на мой взгляд, красноречивее всего говорит о положении дел в стране. Ведь чем он, по сути, занимался? Подчищал за огрехами коллег по кабинету министров. Огрехов было немерено, вот Шойгу и выглядел молодцом.
Чем в дальнейшем прославится новое российское правительство, мы еще узнаем. Но вектор, похоже, был задан министром образования Дмитрием Ливановым, который с порога заявил, что в стране следует вдвое сократить число студентов, обучающихся на бюджетной (бесплатной) основе. По его логике, государство слишком много тратит на обучение (заметьте, по какому именно поводу сетует министр образования), а сокращение числа студентов позволит направить освободившиеся средства на субсидирование оставшихся мест.
С точки зрения бизнеса, Ливанов, наверное, рассуждает здраво. Но государство - не корпорация, страна - не фирма. Получение высшего образования - не коммерческий проект, а выбор молодым человеком своей личной судьбы. На каком основании какой-то временный человек (а любой чиновник - человек временный) считает себя вправе вмешиваться в такой интимный и важный процесс, как выбор личной судьбы?
Возможность получения бесплатного высшего образования - одна из немногих безусловных ценностей.
Представители госаппарата и работодатели регулярно жалуются на переизбыток выпускников с юридическими и экономическими дипломами и нехватку рабочих кадров. Ну и что? Стало быть, вы, ребятки, плохо работаете, не создаете соответствующих стимулов и условий. А кем ему быть - юристом, экономистом или рабочим - решает только сам человек.
Любое образование - вклад в будущее. Конечно, чиновнику хочется его контролировать, но такое стремление бессмысленно и выставляет чиновника в глупом виде. Потому что будущее будет таким, каким его сделают сегодняшние молодые люди. Можно половину из них не допустить до университетов, и будущее сделается безграмотным и агрессивным.
Показательно, что одним из первых инициативу Ливанова прокомментировал ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, воспринявший слова министра как руководство к действию. Он заявил, что видит решение задачи повышения эффективности высшего образования в экономии бюджетных средств. Ну, на студентах экономить - легче легкого. Если, конечно, как говорил Жванецкий, вас не интересует результат. Между тем 90% выпускников Воронежского госуниверситета находят работу сразу после получения диплома. Ректору следовало бы гордиться таким замечательным показателем, а не ратовать за сокращение числа бюджетных студентов.
Среди других комментариев довелось услышать и такой: мол, студент, который платит за свое обучение, учится усерднее, а бюджетнику все равно. Конечно, бред. Как раз таки платного студента никакой вуз не отчислит - живые же деньги. А с бюджетником можно поступать по-всякому. Неправда и то, что, сократив вдвое бюджетные места, государство получит более качественного студента и специалиста. В прошлом году в Воронеже случился небольшой скандальчик, когда выяснилось, что в ВГУ на бюджетные места были приняты вне конкурса по направлению от областной думы дети депутатов Геннадия Макина и Владимира Нетесова. У родителей, без сомнения, достаточно средств, чтобы обеспечить своим детям платное образование, но они предпочли пойти вот таким путем.
Если идея Ливанова будет принята, я уверен, что число поступающих вне конкурса по направлениям от органов власти вырастет в разы, а стало быть, количество мест для обычных ребят сократится еще больше. Высшее образование окончательно сделается сословным.
И Россия в XXI веке окончательно погрузится в феодализм.