Как развиваются СМИ на «новых» территориях РФ

В Воронеже Росприроднадзор ищет владельцев незаконной свалки

 

Улицы возле Центрального стадиона профсоюзов перекроют в Воронеже 6 мая

Опубликовано видео невероятного северного сияния в Воронежской области
 

День в целом комфортный и умиротворяющий, однако к вечеру не избежать хлопот.

На XII Медиафоруме раскроют механизмы маскировки применения биологического оружия

О заморозках до -5 в выходные предупредили воронежцев

В Воронежской области может находиться военнослужащий, самовольно оставивший часть

На XII Медиафоруме в Воронеже военкор НТВ раскроет изнанку своей профессии

Репетиция Парада Победы 4 мая состоится в Воронеже

Первая майская гроза в Воронежской области ожидается уже 2 мая

7 легковушек и 1 ПАЗик столкнулись у Центрального парка в Воронеже

Большая часть дня будет сложной, но во всем есть свои плюсы, уверяют астрологи.

Воронежцам напомнили о штрафах за несданную вовремя налоговую декларацию

Лучший бомбардир воронежского «Факела» из-за тяжелой травмы завершил сезон

Воронежцам показали проект поликлиники в Железнодорожном районе

В Воронеже концепцию парка «Танаис» архитектурная комиссия отправила на доработку

Ушедший из «Факела» Ташуев решил дела за сутки и готов работать

Игорь Черевченко возглавил воронежский «Факел» после ухода Ташуева

В Воронеже на улице Крынина восстановили работу уличного освещения и светофоров

Сегодня будет много общения, встреч и дел, готовьтесь.

Синоптики рассказали о погоде в Воронеже в первые майские выходные

Досрочно прекращена лицензия на добычу никеля в Воронежской области

В Воронеже ограничат движение и парковку в православные праздники

Жители Воронежа пожаловались на жуткий запах гари

Сегодня лучше всего поставить дела и планы на паузу. Посвятите день самому себе.

В мае воронежцы получат новые квитанции за свет

Виновница жуткого ДТП, в котором погибла девушка, избежала колонии в Воронежской области
 

Женщине отрубило кисть на воронежском заводе
 

На воронежском кладбище обнаружили следы странного обряда

Авторы 5127

80-летний юбилей воронежского авиазавода отмечать не стоит


Как-то незаметно, в том числе и для нашей газеты, в Воронеже прошел 80-летний юбилей авиазавода. А, впрочем, что праздновать? Выпустили тысячный Ан-148 или сотый Ил-96? Построили дома для нуждающихся в расширении жилплощади работников или же удвоили им зарплату? Ничего такого нет, и, похоже, уже не будет. Все величие предприятия, которое за годы Великой Отечественной войны поставило на фронт 18 тысяч штурмовиков Ил-2, остается в прошлом. На ВАСО идут сокращения, завод избавляется от социалки, чтобы, соответственно, урезать издержки.

Между тем в преддверии визита президента Владимира Путина в Китай, намеченного на 5 - 6 июня, появилась информация, что Объединенная авиастроительная корпорация, главный акционер ВАСО, и китайская Comac подпишут соглашение о создании совместного предприятия. По словам замминистра промышленности РФ Юрия Слюсаря, цель партнеров - разработать на базе Ил-96-400 новый дальнемагистральный самолет с кодовым названием "2020". Почему 2020? Да, видимо, для того, чтобы потенциальные конкуренты, американский Boeing и европейский Airbus, не сообразили, что рассчитывать на первые машины заказчики смогут в 2020 году.

Россия внесет в СП интеллектуальную собственность, а Китай - юани. Цена вопроса, прикидывает Слюсарь, составит от 7 до 12 млрд долларов. На первом этапе, разумеется, запланировано маркетинговое исследование рынка КНР и России. А окупится проект, как уточнил Слюсарь, только при производстве сотен машин.

На первый взгляд, все замечательно. Крупный проект, блестящие перспективы нашего, ну и китайского самолетостроения. Как написала одна из федеральных газет, "Россия и Китай готовятся бросить перчатку Boeing и Airbus". Но есть одна проблемка. Новый дальнемагистральный широкофюзеляжный лайнер, созданный на базе Ил-96, будет производиться в Китае. Иными словами, президент России, летающий сейчас на воронежском самолете, рано или поздно пересядет на китайский.

Комментируя готовящую сделку, секретарь российско-китайской палаты по содействию торговле машино-технической и инновационной продукцией Сергей Санакоев заявил, что Россия от нее выиграет, получив, во-первых, большой рынок сбыта, а во-вторых - толчок для научно-технического развития, для пресловутой модернизации. Но, по-моему, мы расписываемся в собственном бессилии в расчете получить хоть какие-то отступные за интеллектуальную собственность советских инженеров. Первый самолет Ил-96, как известно, поднялся в небо на излете СССР, в 1989 году.

Нет, я все прекрасно понимаю. И про то, что Китай в геополитическом плане, пожалуй, занял место Советского Союза, и про то, что стратегически китайцы - наши партнеры, и про то, что условия глобализации диктуют крупные интеллектуально-финансовые союзы. Но понимаете, в чем дело. Я, возможно, вкладываю в понятие "патриотизм" не то же самое, что Слюсарь и Санакоев. А поэтому искренне скорблю о будущем Воронежского авиазавода. Ведь при тех договоренностях, на которые выходят наши и китайские власти, его судьба незавидна. В лучшем случае быть ему ремонтной базой с кодовым названием "2020".

Конечно, в том, что именно так все и будет, сейчас не признаются ни в руководстве ОАК, ни в руководстве ВАСО. Там, напротив, скажут, что у них громадье планов, особенно в свете недавних высказываний Путина о необходимости ускорить интеграционные процессы с Украиной по производству военного транспортника Ан-70. По превращению Воронежского авиазавода в эпицентр российского производства "антоновских" машин. Скажут, что, несмотря на отставание по срокам производства даже нынешнего скромного объема самолетов, ВАСО поставлена задача в 2012 - 2014 годах изготовить 21 Ан-148, четыре Ил-96, самолетокомплекты для Sukhoi Superjet 100 и Ил-76, агрегаты и узлы для Airbus.

Но что-то в последнее время не слышно ни о планах по строительству в Воронеже трех новых цехов стоимостью 5 - 6 млрд рублей (их анонсировал гендиректор лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Александр Рубцов), ни про сдачу новых машин заказчикам. Не исключено, что прошлогодняя катастрофа с участием воронежского Ан-148 и недавняя - SSJ 100 в Индонезии горой серьезно притормозят производство и продвижение на внутренний и внешний рынки региональных лайнеров отечественного производства. Сколько уже лет нас кормят обещаниями, что 148-ю машину запустят в серию, но воз и ныне там. Производство что Анов, что Илов остается штучным, а соответственно, малорентабельным.

Всякий раз, когда гуляю с дочкой мимо главной проходной ВАСО и вижу памятник лучшему штурмовику войны, который нацисты называли "черной смертью", я мысленно кланяюсь советским инженерам. Но о современниках, пусть они сами ни в чем не виноваты, того же сказать не могу. Тем более что вскоре их заменят китайцы.


Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".