Толерантность - странная штука, неоднозначная. Скажем, правящий в Грузии режим вряд ли кто назовет дружественным нынешней России. При том что 36-летний министр образования и науки правительства Михаила Саакашвили - человек этнически русский. Зовут его Дмитрием Шашкиным. Родился он в Тбилиси. А вот его отец - бывший прокурор Тбилиси и бывший член Конституционного суда Грузии Николай Шашкин - появился на свет в самой что ни на есть славянской Умани. Шашкин-младший начинал свою государственную карьеру по юридической линии, а не с сеяния разумного, доброго, вечного. Напротив, с выкорчевывания неразумного и недоброго. Прежде он был министром исполнения наказаний, пробации и юридической помощи. Причем министром успешным. Не знаю, как вам, а мне близкой к нулю видится вероятность того, чтобы даже не российский Минобр, а хотя бы Федеральную службу исполнения наказаний у нас возглавил человек с грузинской фамилией, папа которого родом из какого-нибудь Телави или Ахалкалаки. Наша толерантность до подобных глубин (а может, высот) пока не дошла и ох как нескоро дойдет.
Вот в чем мы супертолерантны, так в допущении к кладовым Родины людей любого происхождения и вероисповедания. Тут мы интернационалисты почище марксистов-ленинцев. Подтверждение тому - Бидзина (Борис) Иванишвили. На минуточку, буквально вчера - один из богатейших людей России. Начинал выходец из грузинского села Чорвила с торговли компьютерами и кнопочными телефонам гонконгского производства. Стал одним из соучредителей и хозяев хорошо сейчас известного банка «Российский кредит» и владельцем разного рода бизнесов (основной и главный - металлургический). В частности, к 1998 году Иванишвили удалось получить контроль над тремя крупнейшими горно-обогатительными комбинатами, добывающими руду для сталелитейных предприятий, - Стойленским, Михайловским и Лебединским (было время, когда иванишвиливский холдинг контролировал пятую часть всего железорудного сырья нашей страны). Так олигархическая судьба связала его с Центральным Черноземьем. Правда, надежда стать совладельцем Новолипецкого металлургического комбината у чудесного грузина, увы, не сбылась. Но беднее от того он не стал. По версии журнала Forbes, в 2011 году обладатель личного состояния в 5,5 млрд долларов Борис Иванишвили занял 25-е место в списке богатейших бизнесменов Росcии. В ЦЧР у Иванишвили, помимо ГОКов, имелись и иные активы. Из наиболее известных - «Стойленская нива», из наименее - воронежский завод «Тяжмехпресс».
Заметим, часть активов Иванишвили продал в 2000-х годах. В том числе «Стойленскую ниву» и ТМП (контрольный пакет акций последнего был реализован осенью 2007 года контролируемой банкиром управляющей компанией «Уникор» Электростальскому заводу тяжелого машиностроения; оценочно - за 15 - 20 млн зеленых). Но окончательно Иванишвили, с 2005 года проживающий в родном селе Чорвила, распрощался с Россией 26 декабря. Он лишился (по его же настоятельной просьбе) российского гражданства. Оно стало ему мешать, так как, прожив тихо-мирно (и очень благотворительно) на малой родине пять лет, Иванишвили в одночасье осенью-2011 окунулся в чистой воды политику и обратился чуть ли не в главного и самого серьезного (по крайней мере, в силу толщины своего кошелька) оппонента Михаила Саакашвили, создал партию «Грузинская мечта». В чем одним видится рука Москвы, а другим мерещатся происки вашингтонского обкома. Тоже, понимаешь, толерантность и плюрализм мнений. Как бы там ни было, та грузинская мечта вскормлена в немалой степени на российских черноземах и подкреплена полученными здесь дивидендами. Мелочь? А Иванишвили, наверное, приятно.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".