То, что происходит в мире, напоминает мне, и не только мне, времена, когда Римская империя приходила в упадок, а Европа вступала в эпоху варваризации. Не случайно в Интернете какой-то остряк запустил шутку: «Греция рушится, иранцы проявляют агрессию, в Риме смятение. Добро пожаловать в 430 год нашей эры!». А одновременно появилась информация о слиянии двух могущественных кланов - Ротшильдов и Рокфеллеров, управляющих, если верить в теорию всемирного заговора, человечеством.
Но мы, конечно, в чушь не верим. Бизнес, как утверждал Владимир Путин, непатриотичен. Поэтому будем исходить из фактов. Образование Евросоюза, случившееся после распада СССР, произошло на базе тоталитарной и либеральной, по моему мнению, идеологии, поскольку глобализация и то общество потребления, которое она навязывает, есть не что иное, как тоталитаризм. Просто в новой форме - с оглупляющим и относительно толерантным лицом. Но, как и любое крупное образование, Евросоюз и США, кажется, близки к закату.
В Риме наблюдалось примерно то же самое. Цена динария с I по III век упала в 30 раз. В эпоху Антониев (II век) власти лихорадочно пытались остановить деградацию земледелия: император Нерва предлагал землю бедным гражданам, Траян помогал италийским земледельцам, снабжая их дешевым кредитом. Не помогло.
Как и в случае античности, сокращение численности населения, основавшего и развивавшего цивилизацию, происходит параллельно с заселением коренных стран выходцами из областей, которые, с точки зрения Запада, нецивилизованны. Иными словами, являются варварами. В Германии много турок, во Франции - арабов и африканцев, в Англии - жителей бывшего Британского содружества, в США - латинос. Стиль жизни в западных странах меняется пропорционально приливу чуждой крови. Да, и, конечно, во многом искусственно падает образованность. Известно, например, что в южных штатах США население не так, как прежде, стремится к образованию и больше ценит свободное время, чем величину заработка.
Падение численности коренного населения той же Европы проиллюстрировал Патрик Бьюкенен в книге «Смерть Запада»: в 1960 году европеоиды составляли одну четвертую часть человечества, в 2000-м - шестую, а в 2050-м - если сохранится тенденция - их останется 10%. Замечу между делом, что мы, русские, тоже европеоиды, но наша ситуация усугубляется более высокой смертностью.
Параллели нашего времени с концом античности впечатляют. Начать хотя бы с пропаганды сексуальных отклонений. Если у Гомера про гомосексуализм нет ни полслова, то у Платона в «Пире» Алкивиад рассказывал, как пытался мужеложствовать с Сократом. На закате Рим был бисексуальным. И вот аналогия с современной цивилизованной страной, США, где Хиллари Клинтон отказалась участвовать в шествии в День святого Патрика в Нью-Йорке, так как организаторы не согласны были включить в него представительниц общества лесбиянок.
Ну вот как тут не задуматься о том, что, если уж сильные мира сего выступают за однополые браки - а судя по опросам, их одобряет больше половины населения Америки, - то они и ведут целенаправленную политику по депопуляции.
Дальше - больше. Если недавно главенствовала идея господства цивилизации, то теперь все большее число цивилизованных областей старается обособиться, растет популярность сепаратизма. Вон уже на полном серьезе поговаривают о выходе Греции, колыбели современного Запада, из зоны евро. Корсиканцы, баски, эльзасцы, бретонцы добиваются независимости. В Англии Шотландия и Уэльс имеют свой парламент. В Италии есть лига, борющаяся за отделение Севера страны от Юга, а в Венеции - партия, желающая независимости Венецианской области от Италии. В США действуют организации, борющиеся за создание государства Ацлан со столицей в Лос-Анджелесе. Аналогичные тенденции проявлялись и в античности, начиная с восстания в 66 году в Палестине и всем Южном Средиземноморье.
Думаю, что ни этнически, ни цивилизационно Европы, а в широком смысле слова - Запада, вскорости, пожалуй, уже не будет. Надеюсь, идет поиск какого-то нового пути развития человечества, сопровождающийся процессами разрушения образования (Россия, в частности, ввела ЕГЭ, подписалась под Болонским процессом), нравственных религиозных начал, депопуляцией, финансовым кризисом. Начиная с Жан-Жака Руссо, которому сегодня, кстати, исполняется 400 лет, демократическое устройство мира подвергалось сомнению. Он писал, что при системе голосования, впервые опробованной в Древней Греции и Древнем Риме, народ свободен всего один день, «когда он выбирает правительство».
Однако я бы не сказал, что античность, изобретя демократию, подложила нам свинью. Древние греки и римляне просто и подумать не могли, что население Земли когда-нибудь составит 7 млрд человек, а диктовать условия игры, в том числе политической, будет глобальный капитал, действующий пусть и не по теории всемирного заговора, - скорее хаотично, но, может, в интересах всего человечества. Наша планета едва ли выдержит такую густонаселенность.
Печатную версию материала читайте в газете "Воронежский Курьер".