Крайние меры
Управление федеральной службы судебных приставов по Воронежской области начало публиковать на своем сайте фотографии, фамилии, имена и отчества злостных неплательщиков. Пока здесь размещены данные о 7 людях. Трое разыскиваются за неуплату алиментов (среди них, как не удивительно, одна женщина), 4 фото размещены под аншлагом: "Они не знают слова "долг". Самая крупная задолженность среди этих четверых -- 105 тысяч рублей.
Судебные приставы обещают, что "в ближайшее время фото злостных должников появятся в СМИ, на билбордах, в общественном транспорте, стендах, рекламных площадках".
Что ж, как было сказано в повести Фазиля Искандера "Созвездие Козлотура": "Интересное начинание, между прочим".
Многие еще помнят, что в советскую эпоху в большом ходу были доски почета с фотографиями передовиков производства и победителей социалистического соревнования. Новые времена требуют новых символов. Пришел, видимо, черед билбордов позора.
И в самом деле -- почему нет? Возьмем, к примеру, любую выборную кампанию, когда на городских улицах появляются огромные красочные изображения претендентов на депутатский мандат. Тут тебе и мужественное, как правило, лицо (женщины ведь почти не баллотируются, вы заметили? А если и баллотируются, то стараются, по моим наблюдениям, избегать появления своих лиц на рекламных стендах.), и много очень верных слов насчет того, что этим лицом будет сделано по получении желаемого мандата. Но выборы быстро заканчиваются, а потом в редакцию начинают приходит люди с жалобами: мол, мы за него проголосовали, а теперь не то что помощи не можем дождаться, а и на прием-то попасть не получается.
И что ответить на такие жалобы? Что депутат -- человек занятой, и вообще -- вы же сами его избрали, так с кого спрос?
В связи с этим, мне кажется, можно было бы развить и, как говорится, углубить инициативу воронежских судебных приставов. Под тем же аншлагом "Они не знают слова "долг" вполне можно разместить на билбордах и рекламных площадках фото директора предприятия, не заплатившего людям зарплату, застройщика, обманувшего дольщиков, депутата, не выполнившего обещанного... Да вообще любого уклонившегося от исполнения своих обязанностей.
Мне представляется, что такого рода иллюстративный ряд несколько оживил бы улицы Воронежа.
Впрочем, дадим себе труд подумать, для чего судебные приставы прибегли к такой, на мой взгляд, крайней мере. Для того, наверное, чтобы воздействовать на совесть должников. То есть на их моральные качества. Существует точка зрения, согласно которой неприглядные дела человек старается делать в тиши и в тени, поскольку если их выставить на всеобщее обозрение, то человеку сделается неудобно, стыдно, нехорошо. Может быть, и так.
Но, с другой-то стороны, когда человек годами не платит алименты своим детям... Бывают, конечно, всякие в жизни затруднения, в том числе и финансовые (они, по моим наблюдениям, вообще бывают чаще остальных). Но в целом, кажется, напрасным обращаться к нравственности того, у кого представления о морали утрачены.
Впрочем, буду рад ошибиться, если судебным приставам удастся добиться своей цели.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".