Работа - в срок
Корреспонденты "ВК", побывав на территории Перелешинской колонии, расположенной в Панинском районе Воронежской области, убедились, что заключенные сидят не покладая рабочих рук. На принадлежащей колонии свиноферме они зарабатывают до 5 тыс. рублей в месяц. А вообще на производствах, расположенных за колючей проволокой, можно получать и до 15 тыс. рублей в месяц.
Ферма в зоне
У одного из обитателей Перелешинской колонии строгого режима (ФБУ ИК-3) свой гарем. Зовут сидельца Чубайс. За решетку этот богатырь весом более 300 кило угодил не за преступления, а, напротив, за свои достоинства. Чубайс -- знатный хряк-производитель. На свиноферме он чувствует себя абсолютным авторитетом. Одно плохо -- бока побольше ему пока нагулять не удается: 140 свиней-подружек нуждаются в его постоянном внимании. О достоинствах Чубайса сотрудники фермы за колючей проволокой могут говорить часами.
- Это не обычный хряк, -- похлопывает по темной шерстке сердито хрюкающего Чубайса Геннадий Паринов. -- Его родители -- дикий кабан и свинья породы дюрок. У него очень сильный врожденный иммунитет, поэтому болезни ему не страшны. Преимущества вида, который рождается при подобном скрещивании, очевидны: поросята быстро набирают вес, и мясо у них менее жирное, чем у обычных свиней".
Будто понимая, что в данный момент говорят именно о нем, хряк начинает яростно чесаться мощной спиной о заграждение свинарника. От этих действий заборчик жалобно заскрипел и, едва не рухнул. Судя по всему, нрав у Чубайса свирепый.
В отличие от своего питомца, Геннадий Паринов оказался в здешних местах из-за нехороших дел, которые он совершил в своей теперь уже прошлой, вольной жизни.
- Да уж, натворил, - сухо поясняет он.
Паринов совершил двойное убийство: будучи пьяным, убил жену и ее любовника. В колонии он сидит уже девятый год. Впереди еще половина срока. Скоротать время за "колючкой" помогает любимое дело. По профессии он врач-ветеринар, поэтому работа с животными на ферме для него не просто обязательное, а приятное, напоминающее о вольной жизни занятие.
- Ярлык нечистоплотных животных, приклеившийся к свиньям, несправедлив, -- с азартом рассказывает Паринов. -- У них все продумано: едят в одном месте, спят -- в другом, а оправляются -- в третьем. В свинарнике установлена строгая иерархия. Самец -- главный, хрюшки (мы их зовем Манюшами) -- посередине, а внизу "лестницы" -- боровы-кастраты, которых первыми увозят на бойню. Бывает, что агрессивные свиноматки пытаются сожрать своих детенышей, но у нас такого пока не случалось. Потенциальных "детоубийц" вычисляем и сразу принимаем меры.
Свое хозяйство
- В нашем учреждении всегда было подсобное хозяйство, -- рассказывает начальник ФБУ ИК-3 Сергей Ландин. -- И кроликов держали, и коров, и кур, и даже перепелов. Сегодня сбалансированным питанием осужденные фактически обеспечивают себя сами. Свинокомплекс появился у нас только в этом году. Он построен по канадской технологии. Мы ее "подсмотрели" у наших соседей липчан. В конце прошлого года специально туда отправились перенимать опыт. В Липецке уже давно внедрена эта технология -- там работает 48 подобных комплексов. Ангары, покрытые специальными металлическими тентами, не нуждаются в дополнительном обогреве. Мы были в одном из таких комплексов в декабре: на дворе мороз, а внутри чуть ли не жара, одна из дверей все время оставалась открытой. Хотя свиньи -- довольно теплолюбивые животные. Подобный свинокомплекс мы решили организовать у себя. Приобрели каркас с тентом и поставили его на территории зоны. Над его возведением трудились 15 осужденных в течение месяца. Потом закупили свиней мясных пород, и теперь поголовье составляет 170 хрюшек. В этом году мы уже смогли обеспечить половину потребности осужденных в мясе. Всего же для 1075 здешних обитателей требуется около 50 тонн мяса ежегодно. Надеемся, что уже в следующем году полностью перейдем на самообеспечение.
Корреспонденты "ВК" заглянули на кухню колонии, чтобы выяснить, попадает ли мясо, выращенное на местной ферме, на столы осужденных. Дело шло к обеду. Огромные бадьи "кипели" на плитах, повара с наколками на руках суетились вокруг, что-то дорезая и доделывая. Нам предложили снять пробу с любого из блюд. Остановились на втором. В алюминиевой миске аппетитно дымилось картофельное пюре с кусочками мяса, которое подается с капустным салатом. Не каждый из здешних невольников имел такой рацион на свободе.
Руки не связаны
Еще одно неоспоримое достоинство свинокомплекса -- трудоустройство осужденных. На ферме работают шесть человек. И пусть зарплата у них 4 -- 5 тыс. рублей в месяц, но за время отбывания срока набегает кругленькая сумма. Кстати, свиноводство -- далеко не единственная возможность использования обитателей колонии в "мирных целях".
- Недавно мы вернулись с выставки ВДНХ "100 лучших товаров России", -- рассказывает заместитель начальника колонии, начальник Центра трудовой адаптации осужденных Сергей Сотников, -- и привезли серебряную медаль. Этой награды удостоились зернопогрузчики, которые собирают в нашей колонии. Они уже давно завоевали себе репутацию не только среди фермеров и сельхозпредприятий Черноземья, но и аграриев из Белоруссии, Казахстана и Сибири. При относительной дешевизне -- около 300 тысяч рублей за штуку -- они отличаются хорошим качеством. В год у нас собирается до 400 зернопогрузчиков, и заказы на них расписаны на месяцы вперед. На производстве трудятся около полусотни осужденных. Зарплата в сезон доходит до 20 -- 25 тыс. рублей в месяц! В среднем же они зарабатывают от 7 до 10 тыс. рублей. У нас в колонии замечательное ПТУ, где можно получить востребованные специальности по семи направлениям деятельности. Наибольшей популярностью пользуются профессии электрика, сварщика, каменщика. Многие за время отбывания наказания получают по три-четыре профессии. Сегодня "на школьной скамье" у нас 110 человек. На свободе у многих из них вообще не было никаких специальностей.
На зоне выпускается около 300 наименований различных изделий -- от зернопогрузчиков и мусорных контейнеров до постельного белья.
По словам заместителя начальника УФСИН России по Воронежской области Юрия Трофимова, сегодня в колониях области на производстве задействовано более 2 тыс. осужденных. Кстати, всего по региону отбывают наказание около 7 тыс. человек, причем 90% попадающих за решетку не имеют профессии вообще. Поэтому в колониях работают четыре профессиональных училища с тремя филиалами, где каждый год около 700 человек получают те или иные специальности.
В первую очередь работой в колониях обеспечивают тех осужденных, кто по решению суда должен выплачивать компенсацию ущерба потерпевшим. При этом любой осужденный, если захочет, работу в неволе себе найдет и сможет зарабатывать от 4 до 15 тыс. рублей в месяц.
Дело шьют!
Под монотонный стук швейной машинки секунды пролетают быстрее, как, впрочем, дни и месяцы, а значит, и весь срок пребывания за "колючкой". В колонии-поселении № 10 поселка Перелешино, где отбывают наказание около 530 осужденных за нетяжкие преступления, 45 женщин. Они стараются использовать любую возможность заработать. В колонии несколько видов производств, а последнее из открывшихся -- новый швейный цех, для которого закупили 40 единиц техники (швейные машинки, оверлоки и т. д.) на сумму около 2 млн рублей. Это позволило трудоустроить около 60 человек. Хотя желающих работать гораздо больше. Если маркетологи колонии наберут побольше заказов, то производство можно будет расширить. В перспективе на швейном деле осужденные смогут зарабатывать по 4 -- 6 тыс. рублей в месяц.
Главное для "швейки" -- именно заказы. Новое оборудование позволяет шить не только камуфляжную форму, но и рубашки с костюмами. Первым заказом стал пошив "фирменной" одежды для личного состава исправительных учреждений страны, а также формы для осужденных. Потом начали шить постельное белье для системы УФСИН, затем оранжевую униформу для московских дорожников.
- При воронежском СИЗО не так давно был открыт магазин, где выставили картины осужденных, шкатулки, шахматы, нарды, обувь, одежду, автомобильные прицепы и многое другое, -- рассказывает руководитель пресс-службы УФСИН области Александр Бабкин. -- Об эффективности торговли в этом магазине говорить пока рано. Хотя в Россоши при колонии работает магазин деревянных поделок, который за первые пять месяцев торговли показал чистую прибыль более 100 тыс. рублей. Так что даже в неволе можно найти работу по душе.
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".