Искусство ради искусства?
После чемпионата Европы мы рассуждали на тему нового тренера национальной сборной по футболу - едва ли не все центральные СМИ судили-рядили, что за личность с еще большей суммой контракта собирается рулить командой после голландцев Гуса Хиддинка и Дика Адвоката.
И вот итог. И вот финал. Вернее - полуитог, полуфинал. Осенний цикл выступлений сборной России в отборочных матчах чемпионата мира завершен. И завершен сенсационно. Никогда прежде, ни при СССР, ни после, ни в европейских отборочных турнирах, ни в планетарных, главная дружина страны не добивалась в четырех матчах четырех побед и на каникулы не уходила (до марта следующего года) с отрывом в пять очков от преследователей.
Судили-рядили, а реальность превзошла все ожидания и прогнозы. Сборная, по сути, прежняя с редким вкраплением новичков и с отсутствием главной звезды Андрея Аршавина, но результат ошеломляющий. И полемика, в том числе в СМИ, идет нынче не о том, как играть с Андоррой, чтоб не проиграть, а какой футбол показывать - оборонительный или наступательный.
Дон Фабио прослыл специалистом, в дела которого чревато вмешиваться. Чуть вмешались "великие мира сего" в его работу со сборной Англии - и он им помахал ручкой. Мы знаем, как могут "курировать" тренеров сборной России из высоких начальственных кресел. Нам, выходит, у руля сборной как раз Капелло и не хватало. Дон Фабио при дефиците отечественного материала даже условный примитив подвигнул к достижению нужного результата.
Для чего я так длинно рассуждаю, переходя с личности итальянца на футбольный процесс в Воронеже. В нашем городе идет выстраивание профессионального клуба и встраивания его в современную систему координат. Президент "Факела" Константин Сарсания, не самый последний российский специалист (и весьма известный в Европе), жаждет двигаться в благородном направлении, ему рукоплещут многотысячные трибуны в Воронеже, а непосредственная его деятельность вызывает зависть в других городах. Сам Бог не знает, куда ведет дорога Константина Сергеевича, но из футболистов, способных играть на уровне первого дивизиона, никак не прорежется коллектив, который можно назвать командой даже уровня второго дивизиона. "Мы -- лучшие", - все время повторяет наш президент, но в матче с конкурентом из Тулы лучше выглядели туляки, а там Дмитрий Аленичев, наставник с гораздо меньшим стажем, чем у Сарсании. Там бюджет меньше, но мужики на поле выглядят мужиками. А воронежские "звезды" как будто забыли, что именно они - главные действующие лица процесса. Почему вектор строительства правильного футбольного хозяйства оборачивается ложным пониманием футболистов? Сергей Савченков не раз признавался: самое трудное для него - настроить подопечных на соперника. Выходят на поле с осознанием, что положительный результат заранее обеспечен. В подобной психологической обстановке "Факел" может проиграть даже дворовой команде, а ведь строительная политика заострена на создание коллектива, способного сначала шагнуть в первый дивизион, затем в элиту и задержаться там навсегда (необходимая инфраструктура подтягивается к этому шагу, а практического воплощения со стороны команды мастеров, впрочем, как и их дублеров, пока нет).
Константин Сарсания немало сил вложил в питерский "Зенит", являющийся нынче лидером отечественного футбола. И менеджером клуба, и селекционером он сработал на "отлично". И сохранил дружеские отношения с Диком Адвокатом - как по совместной работе в Санкт-Петербурге, так и по параллельной.
Я вижу похожесть: Адвокат, имея под руками Аршавина, Павлюченко, Погребняка и Зырянова, не смог объяснить причину провального выступления сборной России в финале чемпионата Европы-2012; Сарсания с сильнейшими футболистами зоны "Центр" второго дивизиона никак не объясняет, почему они не могут сыграть в полную силу. Ласкают мяч, как невесту, переводят с фланга на фланг, классно пробивают штрафные, подают крученые угловые... Искусство ради искусства?
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".