Жив, курилка
Помните в фильме "Москва слезам не верит" два диалога с разницей в 20 лет?
Первый - в конце 1950-х: "Со временем телевидение перевернет жизнь человечества. Не будет ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение". - "Вы что-то разгорячились. Театр, я согласен, скоро отомрет, но книги, кино..." - "Вспомните мои слова через 20 лет". - "Ну, через 20 лет все по-другому будет".
И второй - в конце 1970-х: "Не будет ни книг, ни газет, ни театра, ни кино". - "Все-таки что-то будет?" - "Одно телевидение". -- "Насчет кино я согласна. Но театр? Это же особое искусство". - "Поговорим об зтом через 20 лет".
С выхода на экраны фильма уже больше 30 лет прошло. И насчет того, будет ли через 20 лет телевидение, у многих сейчас большие сомнения. Как и насчет книг с газетами. Сейчас представляется более вероятным, что будет один сплошной Интернет, точнее некое виртуальное пространство, в котором можно будет и новости черпать, и аналитику, а также читать романы и стихи, смотреть фильмы и так далее. Собственно, это уже сегодня возможно, ну а дальше, видимо, станет еще проще, легче и доступней. А традиционные формы -- "бумажные носители", кинозалы с поп-корном и колой -- сохранятся, вероятно, для старожилов, любителей экзотики и прочих гурманов.
Во всяком случае, телевидение уже вовсю с Интернетом заигрывает: все мало-мальски уважающие себя каналы обзавелись сайтами, где можно "увидеть больше", "подробнее" и "в более удобное для вас время"; телешоу, новостные и аналитические программы считают хорошим тоном использовать ресурсы Всемирной паутины и дурным - игнорировать ее возможности. Телевидение в этом смысле напоминает молодящуюся диву, пытающуюся закрутить романчик с юным удачливым красавчиком (Интернетом), дабы продлить свою собственную угасающую и дряхлеющую популярность. А молодой нахал бесцеремонно пользуется всеми достижениями и капиталами долгожителей.
То есть что же - сплошной Интернет? И да и нет. Есть искусство, одно из древнейших, между прочим, искусств, которое и в эпоху Интернета вовсе не чувствует себя ущемленным, - театр.
У театра есть несомненное преимущество - общение живых людей с живыми людьми. Что в условиях тотальной погруженности в виртуальную реальность - потребность, ярко выраженная, дефицит, четко ощущающийся, и ценность, к обладанию которой стремишься. Ну, пожалуй, далеко не каждый стремится, но у театров нет такой жесткой зависимости от рейтингов, которую для себя придумали телеканалы. Театральный зал -- это сто, двести, пятьсот, в крайнем случае, тысяча мест. Если аншлаг - все хорошо, уже победа.
Был недавно в нашем Театре драмы имени Кольцова - в "новом старом", отреставрированном здании. Да, спектакль "Мост короля Людовика Святого" - премьера, то есть событие, вызывающее повышенное внимание. Но перед началом спектакля подходили люди, спрашивали не только лишний билетик на сегодняшний спектакль, но и вообще билеты на любой спектакль до конца года. А им работники театра отвечали: "На весь декабрь все билеты проданы". Было, между прочим, только 1 декабря. Да, в "новом старом" мест триста, но в "старом новом" на Театральной -- намного больше. Да, пожалуй, спектакли можно было бы играть почаще. Но потребность провести вечер не перед телеящиком, не у тещи на блинах, а глядя в глаза не виртуальных актеров, присутствует. Причем спрос превышает предложение.
В случае с нашей отреставрированной Драмой еще один эффект срабатывает. Многие зрители устраивают в фойе и холлах здания фотосессии, запечатлевают себя и своих близких на фоне стен, лестниц, картин и портретов артистов. Явление явно массовое, сродни туристическому ажиотажу возле Эйфелевой башни или Тадж-Махала. В других воронежских театрах подобного не замечал, эффект новизны налицо, да. Но симпатичное, согласитесь, явление. Наверно, когда и Камерный переедет в новое здание, там тот же эффект можно будет наблюдать.
Театры, конечно, сейчас тоже заигрывают с виртуальной реальностью - те, у кого соответствующие возможности имеются. На наших просторах это прежде всего Кольцовский и Камерный. Да, это интересно, и именно как техническая новинка. Пока не приелось.
Но все-таки главное в театре - общение живых с живыми, не виртуальных с не виртуальными. Такому общению пока Интернет ничего противопоставить не в силах.
Быть может, когда технически еще сильней оснастится малец, лет через несколько, он и на это пространство покусится. Так, пока такого не случилось, любите театр "всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением" и т.д.
Любите, разумеется, хороший театр, способный "возбуждать и волновать" лучшее в нас, "как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии". А не театр, где "выдают вам за трагедию корчи воображения" и "потчуют жизнию, вывороченною наизнанку".
Другие материалы автора читайте на сайте газеты "Воронежский Курьер".