В рулоне и без текста
В начале декабря исполнилось 95 лет одной из старейших газет нашей области - «Острогожской жизни». Вообще первый номер газеты в Острогожском уезде вышел 3 октября 1908 года. С января 1909 по октябрь 1917 года газета выходила под названием «Острогожский листок». Почему сегодняшняя районка ведет свою историю от 1917 года, догадаться не трудно. История советской печати тоже велась от 1912 года, с газеты «Правда», а российская печать оказалась более чем на 200 лет старше.
В декабре 1917 года в Острогожском уезде стала выходить газета "Известия Острогожского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". До 1921 года она часто меняла названия: «Факел», "Острогожская беднота", "Беднота", "Коммунар". С октября 1921 по 1926 год - "Наша жизнь", с 1926 по 1998 год - "Новая жизнь", а с 1998-го и по настоящее время - "Острогожская жизнь".
Со страниц районки в большую отечественную литературу шагнули многие известные писатели. До конца своих дней не порывал связей с газетой Гавриил Троепольский. Литсотрудником в острогожской «Новой жизни» начинал свою трудовую деятельность будущий председатель Госкомитета СССР по печати Борис Стукалин, который, часто бывая в Острогожске, в том числе и в последние годы жизни, всегда посещал родную ему редакцию. Сегодня главным редактором газеты является член Союза писателей России поэт Василий Куликов. Живущий в Острогожске его коллега по Союзу писателей прозаик Яков Кравченко на протяжении многих лет является автором районки.
Вот такое славное 95-летнее прошлое. В будущее газета смотрит без оптимизма. Главная причина -- уходит читатель. Читатель преклонного возраста уходит в мир иной, потенциальный молодой читатель уходит в Интернет. И этот уход характерен не только для Острогожска, это общемировая проблема. Запомнилась цифра одного из статистических исследований: на чтение газет среднестатистический россиянин тратит пять минут. Это в несколько раз меньше, чем на Интернет, на радио, и во много раз меньше, чем на телевидение. К тому же за газетой еще нужно как минимум сходить к почтовому ящику. Но, чтобы подписаться на газету, нужно пойти на почту, где подписка -- это одна из услуг, которые оказывают плохо укомплектованные низкооплачиваемыми сотрудниками отделения. Поэтому добровольно и самостоятельно подписку на газету оформляют только целеустремленные люди, которых становится все меньше. Кстати, как говорят читатели «ВК», из-за упомянутых уже проблем в почтовый ящик газеты тоже поступают с перебоями.
Неужели судьба печатных изданий предсказана анекдотом десятилетней давности: «По просьбе читателей газета будет выходить в рулоне и без текста»?
Отечественные и зарубежные эксперты ничего конкретного по этому поводу не высказывают, но советуют газетчикам экспериментировать: создавать интернет-версии, увеличивать объемы изобразительной информации, бесплатно распространять издание, поработать над качеством информации. Но известно, что эксперименты бывают и неудачными.
На мой взгляд, дальнейшая судьба печатных изданий не носит признаков фатальности. Ведь сохранился театр после появления кинематографа, сохранился кинематограф после появления телевизоров и прочей видеотехники. Даже бритвенные станки сохранились после появления электробритвы. Все старое сохранилось благодаря повышению своего качества, способного конкурировать с новым.
В последнее время отмечается обнадеживающе для печатных изданий явление: рекламодатели обнаружили, что реклама в бумажных газетах и журналах эффективнее, чем в электронных.
Более десяти лет назад футуролог Игорь Бестужев-Лада в своих работах указал на три удара, нанесенных газетам: это рост в сотни и тысячи раз числа изданий, рост их стоимости и отставание по оперативности от радио, телевидения, а теперь еще и Интернета.
Среди его прогнозов я нашел интересную мысль о возможности сохранения газет. «Можно представить себе, например, -- пишет Бестужев-Лада, -- клуб подписчиков какой-либо газеты. Его члены образуют как бы парламент, который избирает главного редактора и требует с него отчета за действия его аппарата. Тогда газета обретает костяк читателей, на который опирается в финансовом отношении, на который ориентируется в своей работе и с позиций которого влияют на общество, расширяя круг подписчиков». В этом что-то есть.