Недавно Воронежское региональное отделение Союза писателей России провело в городской специализированной библиотеке искусств имени Пушкина первые научные чтения, посвященные творчеству известного литератора XIX века графине Евдокии Ростопчиной. В этом году отмечалось 200 лет со дня ее рождения. Благодаря длительным периодам ее проживания в Анне графиню можно с полным правом назвать нашей землячкой. Писатели, ученые ВГУ и ВГПУ, библиотекари и учителя из Анны, ученый-политолог из Орла Алексей Кондратенко с разных сторон взглянули на жизнь и творческое наследие Ростопчиной. Вел мероприятие председатель регионального отделения союза писателей России Виталий Жихарев. Он рассказал о своих последних находках при поиске документов о жизни поэтессы, ее предков и потомков. Радостной новостью для всех почитателей творчества Ростопчиной стало известие о присвоении ее имени Аннинской центральной районной библиотеке. Известный воронежский бард, преподаватель факультета журналистики ВГУ Лариса Дьякова свое выступление посвятила анализу интереса к творчеству Ростопчиной. По ее данным, все поисковые системы Интернета на запрос «Евдокия Ростопчина» дают количество ответов одного порядка - около 60 тысяч. То есть интерес достаточно высокий. Но Дьякова поделилась и результатами небольшого социологического опроса, который показал, что 77 человек из 100 ничего о Ростопчиной не слышали, 13 - слышали что-то, а 10 - знают, о ком идет речь. Участники чтений эти цифры назвали оптимистичными. Не раз в ходе выступлений поднимался вопрос о воспитании молодежи, о некачественном образовании, которое является, по мнению выступавших, следствием реформ. Поскольку среди ученых и писателей совсем молодых людей не было, всем им уж очень хотелось поговорить о том, что нынешняя молодежь ничего не читает, что она теряет духовную связь со старшим поколением. Но в промежутках между выступлениями старших товарищей девочки - ученицы школы искусств № 1 с таким чувством читали стихи Евдокии Ростопчиной, что мне лично опасения моих ровесников показались напрасными.
В связи с этим мне вспомнилось стихотворение «Дума» Михаила Лермонтова, общавшегося с Ростопчиной. Вот начальные его строки: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее -- иль пусто, иль темно». Когда-то мне их как аргумент в споре о поколениях привел представитель старшего по отношению ко мне.
Одна из последних строф «Думы» звучит так:
«Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда».
Я задумался. А ведь Ростопчина была всего на два года старше Лермонтова. Стало быть, принадлежит к его поколению. На концерте, которым закончились Ротопчинские чтения, заслуженная артистка России Любовь Концова исполнила романсы, написанные на стихи Ростопчиной ее ровесником композитором Александром Дюбюком. Вот что говорит о нем «Википедия»: «Дюбюку принадлежит значительное количество фортепианных пьес и этюдов. Особенно многочисленны его фортепианные переложения: в частности, 40 песен Франца Шуберта, произведения Александра Алябьева, Никколо Паганини, отрывки из оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила» и др. Особое внимание Дюбюк уделял русским народным песням и цыганским романсам, аранжируя их для фортепиано и для голоса с фортепиано.
Старше Лермонтова и моложе Ростопчиной и Дюбюка на год был философ Николай Станкевич, из кружка которого вышли лучшие представители русской мыли того времени, поколение, которое подготовило своей деятельностью реформы 1860-х годов.
На три года старше Ростопчиной был наш земляк Алексей Кольцов. Значит, тоже из того самого поколения. А сам Лермонтов разве забыт? Разве прошел без следа? Разве не гений? В 24 года, когда он написал «Думу», поэт не мог предугадать вклад свой и своего поколения в духовную жизнь России. Отмечая в наше время 200-летние юбилеи того поколения, на которое так печально смотрел Лермонтов, наверное, не надо с такой же печалью предсказывать будущую пустоту и темноту сегодняшним 20-25 летним. Мне верится, что они тоже оставят свой достойный след в истории нашей страны, и, может, уже сейчас юные гении вовсю трудятся.