В последние рабочие дни 2012-го, когда весь город готовился к очередному празднованию Нового Года, «Фонд госимущества Воронежской области» провел первый конкурс на право установки наружной рекламы в Воронеже. Первой улицей, попавшей под раздачу, стала 20 лет Октября. Теперь рекламные щиты, сменившие хозяев, но не изменившиеся внешне, станут "радовать" воронежцев на одной из центральных улиц в течение 5 лет! 36on.ru уже писал об отношении воронежцев к наружной рекламе, но сейчас не об этом… Гораздо интереснее, как все происходило и что из этого следует.
Со слов владельца одного из крупнейших воронежских агентств наружной рекламы, существовала негласная договоренность среди существующих рекламных операторов о том, что все должно остаться на своих местах. Условились, что заявки на участие в конкурсе будут подаваться нынешними владельцами рекламных щитов на собственные места, где в данный момент стоят конструкции. Не смотря на то, что это выглядит как "картельный сговор", но цель-то была благая - не допустить передела и монополизации рынка "наружки" одним-двумя игроками.
Судя по результатам конкурса, все операторы выполнили, имевшуюся, по всей видимости, договоренность. Все, кроме ООО "ГАЛЕРЕЯ-МЕДИА" (структура "Галереи Чижова") и ООО "Лесмаш" (оператор федеральной компании "ДРИМ"). Первая организация выиграла все лоты, на которые не заявилась вторая, а вторая подала заявки практически на все возможные варианты! В результате, из 38 мест 11 досталось "Галерее", 15 "ДРИМу", два - ООО "Интерсофтмедиа" (до сих пор неизвестное), одно - ООО "НР" (оператор "Реальное Время") и 9 никому не нужных позиций малоформатной рекламы забрал федеральный оператор "Gallery" (единственный заявитель).
Получилось, что просто "задавив деньгами", можно забрать рынок наружной рекламы Воронежа. Но непонятны только два вопроса: где рентабельность, и что лучше - сговор или монополия? Неужели новые владельцы рассчитывают, что их поверхности, которые сейчас продаются по 10-13 тыс. руб. будут покупать по 18-20, а то и 25 тыс.р.?!
Ответ на первый вопрос просчитать просто и в достаточно точных суммах. "ДРИМ", например, заплатила в среднем за стандартную конструкцию (щит 3х6 м) 200 тыс. руб. + 5 лет аренды - 480 тыс. + изготовление и установка конструкции - 70 тыс., получаем ежемесячных расходов на одну сторону - 6-6,5 тыс. руб. в месяц. Плюс плата за свет, монтаж, налоги, накладные расходы и т.д. Итого, МИНИМУМ, 10 тыс. руб. за сторону – в месяц! Чтоб нормально окупить вложения нужно продавать поверхность минимум по 20 тыс. руб. за месяц размещения, сейчас 10-13 тыс. руб. и полно свободных!
Какой вывод?! Вряд ли, люди с хорошими деньгами не умеют их считать. Получается, что идут на сознательный и чрезвычайно высокий риск? Опять же вряд ли… Отмывают деньги? Видимо, теплее.
Ответить на второй вопрос - "сговор или монополия" - можно, если поставить себя на место потребителя рекламы. Если бы все прошло как условились, то цена бы на "наружку" не сильно выросла, а малый и средний бизнес могли бы продолжать рекламировать свои товары и услуги. Если так пойдет дальше, то Воронеж ждет рост цен на рекламу (соответственно товары и услуги) и отстранение некрупных предпринимателей от возможности нормально рекламироваться. Так что тут, видимо, лучше был бы сговор, но это решать УФАС.
А вообще, дождемся следующих торгов, на которых участники обещали "серьезную рубку" за лоты. Посмотрим, на что еще способен "бизнес по-воронежски".
Утопичные идеи Игоря Комарова (президента, как оказалось, никому не нужной "Ассоциации наружной рекламы") на счет обязательного предоставления 30% лотов мелкому бизнесу можно забыть. Крупные игроки не скрывают, что в таком случае они создадут множество аффилированных фирм и заберут места себе: «Конкурс должен быть конкурсом, в данном же случает имеет место просто аукцион».