Что делать, когда тебя не слышат самые близкие люди? Как думать о будущем, когда кажется, что настоящее разваливается по кирпичикам и все это не имеет смысла? Как найти опору в себе, когда больше не на кого опереться?
Спектакль «А если завтра нет?» Театральной студии 27 (Санкт-Петербург), представленный в Воронеже в рамках детского фестиваля МАРШАК, – это честный и тактичный разговор на трудную тему, адресованный не только подросткам, но и их родителям. Разговор без пафоса, без громких слов и нравоучений.

16-летний Антон – обычный подросток. В школе не ладится, в семье – проблемы. Парень живет с парализованным дедом. Родители мальчика работают в Лондоне. Они погружены в собственные проблемы, и кажется, что им едва ли есть дело до собственного ребенка.
В какой-то момент одиночество, ощущение ненужности и юношеские переживания становятся невыносимыми, и герой оказывается на перилах балкона собственной квартиры. Дворник Василий, изрядно помятый жизнью человек с собственной горой нерешенных проблем, смотрит на подростка, отчаявшегося и отчаянно ищущего поддержки, снизу вверх:
– Ну давай уже, прыгай!
– Мужик, ты больной что ли?

Шутка другая, и вот мальчик уже делает шаг назад. Задумывается, а есть ли иное решение? 45-летний Василий за семь дней их знакомства становится для Антона тем взрослым, который слышит его и говорит с ним на равных. Он не пытается казаться умнее, успешнее, бесстрашнее, чем есть на самом деле. Какие-то вопросы ставят его в тупик, от каких-то – он бежит. У него есть свои проблемы, потому как он живой человек. Чуткий. Понимающий. Не боящийся показаться слабым. Он делится историями из собственной жизни, слушая которые мальчик понимает, что не один такой – надломленный и одинокий. Что многие проходили и проходят через что-то подобное. И что это нормально.
Разговоры, дружеское плечо – пожалуй то, чего так не хватает Антону (а еще многим другим подросткам и взрослым в нашем мире).
Спектакль по пьесе белорусского драматурга Дмитрия Богославского поставила молодой режиссер Анна Потебня – выпускница мастерской Юрия Бутусова. Постановка получилась такой же, как и его герои: живой и настоящей.
«Подростки – непростая аудитория. В театре с другом он будет смеяться над происходящим, а дома его может накрыть. Всегда сложно признаться другому человеку, особенно родителям, что у тебя есть такие же мысли», – отмечает режиссер.

Сам сюжет, к слову, не отличается оригинальностью. Сколько в литературе, кино и театре таких историй? Тысячи. Но вот поставлен «А если завтра нет?» и сыгран спектакль настолько ладно, что отзывается даже у взрослого и насмотренного зрителя.
Безусловно, в этом огромная заслуга не только режиссера, но и актеров. Главного героя на сцене воплощает четырнадцатилетний Арсений Тульков. Несмотря на юный возраст, в театре он далеко не новичок: играет с четырёх лет. Юноша блестяще передает эмоции своего персонажа, не переигрывая, цепляя: вот он стоит на краю пропасти, зло срываясь на дворника, который пытается вернуть его в реальность, вот сидит на подоконнике у открытого окна и дрожит то ли от холода, то ли от переживаний, отталкивая, а потом отчаянно хватаясь за оказавшегося рядом нового друга, а в другой сцене парень уже смеется и дурачится как наивный ребенок. Артист не просто произносит заученный текст, в это есть что-то большее, рвущееся изнутри.

«Здесь поднимается очень серьезная тема. И я надеюсь, что наш спектакль поможет пережить подросткам важный опыт, поможет что-то поменять, вдохновит на определенные поступки, – говорит Тульков.
Для меня этот спектакль тоже стал неким переосмыслением. В профессиональном плане в первую очередь. Я стал серьезнее относиться к игре, понял, что нужно больше работать. Это для меня первая главная роль во взрослом спектакле со взрослыми актерами.
При работе над постановкой я старался отталкиваться как от собственного опыта, потому как тоже сталкивался с определенными проблемы, так и от чужого, разумеется. Было много источников, в итоге получился некий собирательный образ».

Илья Старосельский, воплощающий в постановке дворника Василия, демонстрирует в небольшом спектакли все грани своего таланта: от клоунады (прим. ред. Старосельский – артист клоун-мим-театра «Мимигранты» и основатель клоун-стрит-театра «Чемодан», в 2012 году по приглашению Вадима Фиссона вошёл в труппу Театрального товарищества «Комик-Трест». В Санкт-Петербурге сотрудничает с Театром на Садовой, театром «Открытое пространство», Санкт-Петербургским Художественным театром) и комедии до мелодрамы. Между двумя актерами, что называется, есть «химия», за счет которой героям сопереживаешь особенно остро.

И, наконец, Владимир Абрамов (актер театра и кино, режиссер) – парализованный дед Антона – в самом начале спектакля приковывает к себе внимание не произнеся ни единого слова. А его монолог в заключительной части, сильный и глубокий, заставляет затаить дыхание:
«По каким законам живут сейчас люди? Что творят?»
Помимо всего вышеперечисленного, «А если завтра нет?» просто красиво поставлен. Декорации минималистичны и ограничены буквально тремя оконными блоками, которые трансформируются то в квартиру главного героя, то в каморку Василия. Запоминаются детали: снежинки, фехтование на метлах, человечки из фольги (маленькие – слабые, большой – сильный), фантики от конфет, которые из белых становятся красными – так мы узнаем о болезни Василия, кадры бушующего океана (еще одна аллюзия). Наконец, хоккейная маска, в которой предстает главный герой в самом конце, почти что доспехи.

«А если завтра нет?» – пожалуй, самый сложный и взрослый спектакль театральной программы МАРШАКА. Он же оказался еще и самым востребованным, если смотреть на продажи. Выходит, есть запрос на сложное, глубокое и настоящее. Может потому, что таким и должен быть театр для подростков? Не сплошной праздник, не сказка – в нее подростки больше не верят, не развлечение, а способ понять жизнь. Через призму искусства. Прожить боль героев в темноте зрительного зала и исцелиться от толики собственной. А если повезет – еще и получить прививку от тех трудностей, что ждут впереди. Просто потому что самое главное в любой ситуации знать, что ты не один.
Фото – предоставлены дирекцией МАРШАКа, автор – Андрей Парфенов.