В минувшие выходные в Воронеже после полуторагодовалого перерыва стартовал детский театральный фестиваль МАРШАК. Одной из его премьерных постановок на сцене Театра оперы и балета стал мюзикл «Бременские музыканты» в исполнении артистов театра Моссовета. Журналист нашего портала побывал на воронежской премьере и узнал, кто такая на самом деле Атаманша, почему у Глупого Короля кукольная армия и при чем здесь квадроберы?
Сразу нужно отметить, что мюзикл поставлен не по оригинальной сказке братьев Гримм, а по мотивам пьесы, созданной поэтом Юрием Энтиным, сценаристом Василием Ливановым и композитором Геннадием Гладковым. Ее главное воплощение известно, прежде всего, по советскому мультфильму. Театр Моссовета впервые презентовал свое видение произведения в 2023 году, и спектакль сразу поймал волну успеха. Так что, в целом, неудивительно, что театральный «голод» (после 1,5 лет ожидания МАРШАКа) в довесок с узнаваемым названием (о «Бременских» не слышали разве что малыши) вылились в длинные очереди воронежцев перед театром в день местной премьеры.
Рок, балет и готика
Первые минуты спектакля сразу дают понять – все будет блестяще. В прямом смысле этого слова – ведь под гимн бродячих музыкантов «Ничего на свете лучше нету» на сцену льется серебристый свет, а в воздухе кружится сверкающее конфетти. Свет и цвет в «Бременских» от Моссовета – это самостоятельные актеры, индивидуализирующие постановку. Тех, кто ожидал увидеть разноцветную сочную картинку из советского мультфильма, пожалуй, могло постигнуть разочарование – спектакль поставлен в крайне сдержанных тонах: черный, серый и белый – основа, серебристый и красный – яркие дозированные акценты. При этом на фоне также довольно сдержанных декораций (деревья и цветочки отсутствуют, зато есть сверкающая лестница в стиле «диско») каждый персонаж проявил себя (да будет парадокс) весьма ярко.
Костюмы у современных «Бременских музыкантов» близки к готическому творчеству американца Тима Бертона, впрочем, готикой в любых других аспектах тут не пахнет. Однако спектакль не зря предназначен для зрителей старше шести лет – некоторые малыши (а, может и ребята постарше), с большой вероятностью, просто не смогут на протяжении спектакля ассоциировать артистов с животными, ведь звукоподражательных «мяу», «гав» и т.п. здесь не так уж и много. Что касается костюмных предпочтений других героев, то создатели спектакля ушли от моды 70-х, прослеживаемой в мультфильмах, к моде рок-мотивов и балетных пачек.
Разумеется, нотки рока постановщики влили не только в костюмы артистов, но и в музыкальную составляющую. Знакомые с детства композиции оплетены новыми аранжировками, акценты порой расставлены не как в оригинальном звучании, прослеживается и «весь этот джаз». Вокальное исполнение всем известных композиций актерами театра Моссовета рассмотреть детально сможет, пожалуй, лишь педагог-профессионал. Воронежцам же, судя по аплодисментам после каждого вокального номера, голоса артистов понравились более чем. А, по субъективному мнению, выступления условно отрицательных персонажей – Атаманши и Гениального Сыщика, стали одними из самых акцентных в постановке, при том, что «Луч солнца золотого» в исполнении маэстро Магомаева все же Моссовету превзойти не удалось.
В театральное действо за 1 час 40 минут режиссер Евгений Марчелли смог уложить абсолютно все композиции и мелодии из мультфильма. Задача не так чтобы простая, учитывая, что в это же время нужно было рассказать и саму историю, которая обросла авторскими подробностями.
Королевские тайны и современные шутки
Не знакомым с пьесой Энтина-Ливанова-Гладкова может показаться, что в спектакле появился абсолютно новый персонаж, Шут, однако данный герой есть и в печатном произведении. Правда, там его роль не столь значительна, здесь же Шут выступает одновременно и рассказчиком, и героем, дает подсказки и направляет действия персонажей. Интересно, что в ранних версиях спектакля, сыгранных в Москве, Шут внешне очень походил на панка – чего стоит один красный ирокез, однако воронежских зрителей ждал щадящий вариант прически.
Более «выпуклыми» в спектакле театра Моссовета стали и персонажи второго плана, например, Глупый Король. Напомним, что в мультфильме слов, как таковых, у него нет, однако в пьесе, а затем и в спектакле, Глупый Король имеет и характер, и темперамент и даже делится некоторыми подробностями личной жизни. А его охране, представленной на сцене, может позавидовать любой мальчишка – здесь и марионетка-военноначальник, и рыцарь в золотых доспехах, и воин-римлянин, и розовый ковбой. Словом, армия - игрушка короля.
Большую роль, точнее роли, играют Кот, Пес, Осел и Петух, последние два героя, кстати, отвечают за комическую составляющую. Именно из их уст звучит шутка про квадроберов, которой в оригинальной пьесе быть, конечно, не могло. Воронежцы, кстати, элемент интерактива оценили, по крайней мере, частично. Делается акцент и на Атаманшу, у которой теперь тоже есть своя история, в лучших индийских традициях связанная с Глупым Королем. А вот трио разбойников Никулин-Вицин-Моргунов в постановке не задействовали, что, впрочем, вполне резонно, ведь иначе сравнения с легендарными артистами театру Моссовета было бы не избежать. Вместо них воронежцев порадовала банда разбойниц в кокошниках. Последнее, впрочем, еще раз подчеркивает: малышам здесь точно не место, ведь немногие из них смогут ассоциировать нарядных барышень с асоциальными, пусть даже и комедийными, личностями.
Сократили в постановке и роль Гениального Сыщика, например, обошлось без занимательной сцены погони, зато добавились элементы комедии положений. А вот история влюбленных, Трубадура и Прекрасной Принцессы, хоть, по классике, и двигала события, все же больше оттеняла и дополняла спектакль, нежели играла в нем главную скрипку.
Резюме
Спектакль «Бременские музыканты» от Театра Моссовета, привезенный в Воронеж в рамках фестиваля МАРШАК, закончился, как и одноименная сказка, то есть «долго и счастливо». Долго – как аплодисменты воронежских зрителей, счастливо – как выражения их же лиц, как маленьких, так и взрослых. Причем, процентное соотношение, на первый взгляд, выигрывали именно вторые, ведь ностальгия – штука сильная, пусть даже это ностальгия в стиле рок.
Фото: Андрей Парфенов.
Не пропустить важное в ДЗЕН 36ON