Воронежу с климатом откровенно не повезло: летом улицы затапливает после дождей, осенью – одна пыль, да листва повсюду, зимой – внезапно выпадает снег, а весной из-под сугробов пробиваются мусор, остатки реагентов и песко-смеси. Справедливости ради скажем: подобная ситуация наблюдается в большинстве городов центральной России. А хочется, чтобы чисто, ухоженно, красиво. И ведь так можно.
Журналисты 36ON попытались разобраться, как сделать, чтобы в Воронеже стало лучше.
«Людей уже давно в космос запускают, а у нас все асфальта нет»
Благоустройство. Не нужно изобретать велосипед, чтобы прийти к выводу, что справиться с грязью в наших городах – будь то Сочи, Воронеж или Владивосток – поможет простое человеческое (то есть для людей, а не для галочки) благоустройство. Сразу уточним, что под этим термином понимаем не установленную перед выборами каким-нибудь депутатом детскую площадку вырви-глаз оттенков и не закатанную в асфальт парковку размером в два футбольных поля, а продуманную инфраструктуру, которой будут пользоваться горожане не одно десятилетие.
Одним из основных источников грязи был и остается открытый грунт. А его в столице Черноземья с лихвой: заброшенные пустыри, необработанные газоны, протоптанные «народные» тропы вместо обустроенных пешеходных дорожек. Парковка на газонах чистоты на улицы не несет, как и благ для экологии. А еще есть неогороженные по всем правилам мойки и строительные площадки, откуда во время осадков вся грязь попадает на улицы.
«Здесь всё упирается в то, что с открытого грунта выдувается почва, с дождями грязь вытекает на тротуары, колёсами незаконно припаркованных машин она размазывается по асфальту. Более того, чем в более запущенном состоянии находится грунт, тем сложнее его потом «реанимировать», а негативных эффектов от него всё больше. Например, на укатанном грунте без газона ничего не вырастет, а вода будет застаиваться, создавая неприятный запах летом», – рассказывает урбанист Юрий Родионов.
Выход достаточно простой и очевидный. Открытые участки нужно обособлять и озеленять: правильный газон (не две травинки, а плотный зеленый «ковер»), высадка кустарников и деревьев – все это укрепляет грунт.
«К сожалению, прогресс в этом вопросе тормозят порой варварские методы работы комбинатов благоустройства. Например, хороший газон нельзя косить ручным триммером. Для этих целей необходимо использовать газонокосилки-тележки, а их я видел разве что в некоторых парках (например, в «Орлёнке»), – добавляет Родионов. – В летнюю жару ещё стоит вопрос полива. Системы автополива приживаются у нас с большим трудом, а регулярность ручного полива зелёных насаждений оставляет желать лучшего. Зимой же есть проблема с реагентами, которые попадают на газоны при уборке тротуаров. Весной они отравляют почву. Как решать эту проблему, – есть разные точки зрения. Вячеслав Минаков (прим. ред. – воронежский активист, специализирующийся на теме экологии) предлагает делать борта у газонов. Я скорее выступаю за сокращение применения реагентов и использование гранитной крошки или песка».
Да и организованы зеленые участки должны быть правильно, чтобы защищать от пыли и грязи, а не создавать ее. В Воронеже, к примеру, часть газонов вдоль той же Плехановской в период дождей напоминает маленькие болотца, в которых вопреки всему пока все еще растут деревья.
«Качественно продуманные и организованные газоны — это не только борьба с грязью и эстетическая красота. Такие элементы городской среды можно использовать для регулирования водоотведения при осадках. Примеры такой работы с экодренажными системами есть не только в городах Европы, но и в России. Например, в Южно-Сахалинске», – подмечает Юрий Родионов.
Единственно верного мнения, как все-таки нужно организовывать городское пространство, не существует. Есть базовые правила, которых все же стоило бы придерживаться, поскольку их полезность доказана, и есть варианты: где-то железно нужны дорожки на несколько сантиметров выше уровня газонов, но тогда там не должны использоваться реагенты, где-то пешеходные связи могут быть организованы на одной высоте с озелененными участками/или даже ниже (около склонов, например) и тогда нужна хорошая дренажная система (впрочем, она везде нужна). Иными словами, при организации качественной городской среды пригодится умение анализировать и предугадывать, а не просто следовать нормативам и шаблонам.
Там, где трава растет плохо, можно закрывать землю иными видами растений или хотя бы измельченной корой деревьев, декоративными камешками, которые также пропускают воду.
Грунтовые дороги – а такие в Воронеже до сих пор есть – необходимо асфальтировать. На недавних общественных слушаниях по городскому бюджету в воронежской Думе одна из жительниц столицы Черноземья заметила, что в России людей в космос начали отправлять еще в прошлом столетии, а она как жила на улице без асфальта, так и живет. И речь, между прочим, о центральной части города.
Пешеходные тропинки как правило либо асфальтируют, либо засыпают щебнем, чтобы не тащить грязь оттуда на уличную плитку. А строителям городских пространств хочется напомнить, что люди не ходят под прямым углом. Где можно срезать, пешеход срежет. Так почему бы сразу не сделать, чтобы людям было удобно?
При этом тротуары и дороги должны быть расположены чуть выше уровня земли, чтобы вода сама стекала с них после дождя, кроме того, на них не должно быть бордюров. В противном же случае получим/имеем подчас непроходимые лужи во дворах, листву по обочинам и грязь. Добавьте к этой картине миллион ограждений, которые установили якобы для того, чтобы людям было «удобнее и безопаснее» ходить.
«Человеческий» фактор
Дренажные системы и ливневки, о которых в процессе реконструкции улиц почему-то в Воронеже очень часто забывают – важный инструмент в борьбе с грязью. В Воронеже с этим проблемы. После дождя затапливает все: от проспекта Революции и прилегающих улиц старого центра до Петровской набережной и Центрального парка, от многострадальной Шишкова до «спальников» в Юго-Западном и на левом берегу.
Власти заверяют, что очистка решеток ливнеприемников проводится «систематически», а непосредственно во время осадков ведется мониторинг, в случае локальных подтоплений туда направляется специализированная техника для откачки воды.
В 2025 году продолжится реализация масштабного проекта создания ливневой канализации в Центральном районе.
«Сейчас работы выполняются в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией в районе Воронежского центрального парка. Также приступили к устройству стартового котлована под Северным мостом – рядом с набережной Максима Горького. Несмотря на несогласие отдельных представителей общественности с проектом, он остается одним из самых значимых на сегодня. Система городской инфраструктуры – в первую очередь коммунальная ее составляющая – должна расти и развиваться вместе с городом», – ранее рассказывал мэр Сергей Петрин.
Эта сеть ливневой канализации рассчитана на обслуживание территорий многоквартирных домов и самого крупного в городе соцобъекта. Она – продолжение ливневого коллектора на улице Загоровского, который принимает ливневые стоки с территории мегашколы и планируемого рядом спортивного комплекса, с территории ЖК «Городские сады», а также жилой застройки на улицах Ломоносова, Загоровского и т. д.
Еще одна беда города – автохамы, которые ставят машины прямо на газоны, втискиваясь между деревьями, разнося грязь по территории дворов и по проезжей части. За такое следует жестко штрафовать, в один голос говорят урбанисты в любом городе. Тут речь уже не только про загрязнение города, но и про экологию. Редкие зеленые насаждения выдерживают жизнь на стоянке.
Разумеется, существуют и другие источники загрязнения: от бетонной пыли,
резиновой крошки от покрышек машин до остатков реагентов и других материалов, которые используются для посыпки улиц зимой. Однако тут бы разобраться с основными проблемами, которых все больше.
В последнее время жители разных районов города жалуются на состояние улиц, где буквально летают полиэтиленовые пакеты и валяется прочий «человеческий» мусор. Убирать Воронеж как будто стали хуже. Тут уж не до грязной плитки на проспекте Революции. Причина проста – дворников не хватает. Коммунальщики не справляются.
Дефицит кадров в мэрии не скрывают.
«Заполняемость вакансий составила 4,6%. Прорабатывается вопрос увеличения заработной платы, для иногородних сотрудников предоставляется служебное жилье, которое по выслуге лет (10 лет) может быть приватизировано», – рассказали нам в мэрии.
А вот принцип уборки городских территорий менять не собираются, хотя, возможно, как минимум на некоторых участках (к примеру – пешеходная связь через виадук на Заставе) об этом стоило бы задуматься.
«Уборка выполняется по определенному алгоритму. Например, уборка улично-дорожной сети включает следующие циклы: посыпание пескосмесью проезжей части, после того, как она срабатывает и на дороге начинает появляться «каша», сгребание снежных масс в прилотковую часть дорог, формирование снежных валов и затем – их вывоз, – делятся в мэрии. – Основные сложности могут быть связаны с выпадением большого количества осадков за короткий отрезок времени, интенсивными снегопадами».
Для содержания улично-дорожной сети и тротуаров для комбинатов благоустройства районов и городской дорожной службы в 2024 году приобретены 125 единиц коммунальной техники и оборудования (из них 74 единицы – коммунальная техника, 51 единица – оборудование).
«Большая часть уже поставлена и подготовлена к работе, поставка оставшейся завершится до конца года. В случае непредвиденных неисправностей в оперативном порядке проводится диагностика, выявление технических проблем и устранение их в кратчайшие сроки с учетом имеющихся у комбинатов благоустройства сил и средств», – поясняют в профильном управлении.
Техника, которая восстановлению не подлежит, списывается. За этот год на «пенсию» отправили три десятка машин.
«Всего в зимний период – с учетом новой техники – в городе будет работать более 370 единиц, – рассказали нам в мэрии. – 350 единиц уже подготовлены. Оставшиеся будут подготавливаться по мере поступления».
В будущем представители администрации намереваются активнее звать воронежцев на субботники, рассчитывая таким образом хотя бы немного наладить ситуацию.
При этом, чтобы в городе действительно что-то качественно изменилось, нужен комплексный подход. Научить горожан парковаться, а коммунальные службы работать на результат, а не для галочки – только половина дела.