В апреле горячую воду отключат в 1067 домах Воронежа

В Воронеже построят огромную школу искусств с литературным двориком

За 110 миллионов благоустроят улицу в Семилуках под Воронежем

Новое здание для тубдиспансера планируют построить в Воронеже

В Воронеже непутёвую мать отправили в СИЗО за попытку убить 3-летнюю дочь

Нижний парк дворца Ольденбургских по распоряжению губернатора обновят до конца 2026 года

Северное сияние увидели воронежцы во время сильной магнитной бури

Сегодня как раз тот день, когда случайности не случайны. Так что все встречи и события сегодня являются предвестниками будущего

Воронежцам рассказали о самых востребованных вакансиях 2025 года

Воронежский «Факел» 11 мая сыграет с «Локомотивом» в 28-м туре РПЛ

В Воронеже 10-летнего ребёнка-инвалида оставили без расходников к инсулиновой помпе

Дату завершения отопительного сезона в Воронеже назвали власти

Ямное и Новоживотинное под Воронежем останутся без света 17 апреля

Власти опровергли слухи о закрытии единственного медцентра в воронежском поселке

День очень активный, помните, сегодня вам нужно все или ничего. И это «все» обязательно получите.

Повышенный скоростной режим вернули на участок М-4 «Дон» под Воронежем

До рекордных 720 минут выросла безголевая серия воронежского «Факел» в РПЛ

Воронежская прокуратура нашла более 2000 нарушений при расселении ветхого жилья за 2 года

Воронежцам назвали текущую стоимость популярных пасхальных продуктов

Сезонные маршруты в Воронежской области возобновят работу с 19 апреля

Особое внимание сегодня стоит уделить финансовому сектору своей жизни. А если задумались о кредите, то будьте внимательны вдвойне

В Воронежской области на рабочей неделе потеплеет до +24 градусов

Гороскоп на 14 апреля: эмоциональные качели и тяга на подвиги

Сегодня можете без сомнений положиться на свою интуицию. Она знает, куда вас направить

В Воронеже исчезнут выделенные полосы для общественного транспорта справа

Если вчера помощи от окружающих ждать не стоило, то уже сегодня вы будете окружены вниманием. Главное, не забывать дарить его самому

Спасатели эвакуировали из загоревшейся многоэтажки в Воронеже 20 человек

Воронежская область 15 часов оставалась в зоне опасности атаки БПЛА

День весьма противоречивый, какие-то легкие задачи совсем не будут получаться, а вот нечто грандиозное вполне может реализоваться

Альтернативные площадки планируют искать в городе для создание сквера воронежского рока

Авторы

«Городская» среда: почему на воронежских улицах так пыльно и грязно?

«Городская» среда: почему на воронежских улицах так пыльно и грязно?

Воронежу с климатом откровенно не повезло: летом улицы затапливает после дождей, осенью – одна пыль, да листва повсюду, зимой – внезапно выпадает снег, а весной  из-под сугробов пробиваются мусор, остатки реагентов и песко-смеси. Справедливости ради скажем: подобная ситуация наблюдается в большинстве городов центральной России. А хочется, чтобы чисто, ухоженно, красиво. И ведь так можно.

Журналисты 36ON попытались разобраться, как сделать, чтобы в Воронеже стало лучше.

жкх
«Людей уже давно в космос запускают, а у нас все асфальта нет»

Благоустройство. Не нужно изобретать велосипед, чтобы прийти к выводу, что справиться с грязью в наших городах – будь то Сочи, Воронеж или Владивосток – поможет простое человеческое (то есть для людей, а не для галочки) благоустройство. Сразу уточним, что под этим термином понимаем не установленную перед выборами каким-нибудь депутатом детскую площадку вырви-глаз оттенков и не закатанную в асфальт парковку размером в два футбольных поля, а продуманную инфраструктуру, которой будут пользоваться горожане не одно десятилетие.

Одним из основных источников грязи был и остается открытый грунт. А его в столице Черноземья с лихвой: заброшенные пустыри, необработанные газоны, протоптанные «народные» тропы вместо обустроенных пешеходных дорожек. Парковка на газонах чистоты на улицы не несет, как и благ для экологии. А еще есть неогороженные по всем правилам мойки и строительные площадки, откуда во время осадков вся грязь попадает на улицы.

«Здесь всё упирается в то, что с открытого грунта выдувается почва, с дождями грязь вытекает на тротуары, колёсами незаконно припаркованных машин она размазывается по асфальту. Более того, чем в более запущенном состоянии находится грунт, тем сложнее его потом «реанимировать», а негативных эффектов от него всё больше. Например, на укатанном грунте без газона ничего не вырастет, а вода будет застаиваться, создавая неприятный запах летом», – рассказывает урбанист Юрий Родионов.

жкх

Выход достаточно простой и очевидный. Открытые участки нужно обособлять и озеленять: правильный газон (не две травинки, а плотный зеленый «ковер»), высадка кустарников и деревьев – все это укрепляет грунт.

«К сожалению, прогресс в этом вопросе тормозят порой варварские методы работы комбинатов благоустройства. Например, хороший газон нельзя косить ручным триммером. Для этих целей необходимо использовать газонокосилки-тележки, а их я видел разве что в некоторых парках (например, в «Орлёнке»), – добавляет Родионов. – В летнюю жару ещё стоит вопрос полива. Системы автополива приживаются у нас с большим трудом, а регулярность ручного полива зелёных насаждений оставляет желать лучшего. Зимой же есть проблема с реагентами, которые попадают на газоны при уборке тротуаров. Весной они отравляют почву. Как решать эту проблему, – есть разные точки зрения. Вячеслав Минаков (прим. ред. – воронежский активист, специализирующийся на теме экологии) предлагает делать борта у газонов. Я скорее выступаю за сокращение применения реагентов и использование гранитной крошки или песка».

Да и организованы зеленые участки должны быть правильно, чтобы защищать от пыли и грязи, а не создавать ее. В Воронеже, к примеру, часть газонов вдоль той же Плехановской в период дождей напоминает маленькие болотца, в которых вопреки всему пока все еще растут деревья.

«Качественно продуманные и организованные газоны — это не только борьба с грязью и эстетическая красота. Такие элементы городской среды можно использовать для регулирования водоотведения при осадках. Примеры такой работы с экодренажными системами есть не только в городах Европы, но и в России. Например, в Южно-Сахалинске», – подмечает Юрий Родионов.

Единственно верного мнения, как все-таки нужно организовывать городское пространство, не существует. Есть базовые правила, которых все же стоило бы придерживаться, поскольку их полезность доказана, и есть варианты: где-то железно нужны дорожки на несколько сантиметров выше уровня газонов, но тогда там не должны использоваться реагенты, где-то пешеходные связи могут быть организованы на одной высоте с озелененными участками/или даже ниже (около склонов, например) и тогда нужна хорошая дренажная система (впрочем, она везде нужна). Иными словами, при организации качественной городской среды пригодится умение анализировать и предугадывать, а не просто следовать нормативам и шаблонам.

Там, где трава растет плохо, можно закрывать землю иными видами растений или хотя бы измельченной корой деревьев, декоративными камешками, которые также пропускают воду.

Грунтовые дороги – а такие в Воронеже до сих пор есть – необходимо асфальтировать. На недавних общественных слушаниях по городскому бюджету в воронежской Думе одна из жительниц столицы Черноземья заметила, что в России людей в космос начали отправлять еще в прошлом столетии, а она как жила на улице без асфальта, так и живет. И речь, между прочим, о центральной части города.

Пешеходные тропинки как правило либо асфальтируют, либо засыпают щебнем, чтобы не тащить грязь оттуда на уличную плитку. А строителям городских пространств хочется напомнить, что люди не ходят под прямым углом. Где можно срезать, пешеход срежет. Так почему бы сразу не сделать, чтобы людям было удобно?

При этом тротуары и дороги должны быть расположены чуть выше уровня земли, чтобы вода сама стекала с них после дождя, кроме того, на них не должно быть бордюров. В противном же случае получим/имеем подчас непроходимые лужи во дворах, листву по обочинам и грязь. Добавьте к этой картине миллион ограждений, которые установили якобы для того, чтобы людям было «удобнее и безопаснее» ходить.

жкх
«Человеческий» фактор

Дренажные системы и ливневки, о которых в процессе реконструкции улиц почему-то в Воронеже очень часто забывают – важный инструмент в борьбе с грязью. В Воронеже с этим проблемы. После дождя затапливает все: от проспекта Революции и прилегающих улиц старого центра до Петровской набережной и Центрального парка, от многострадальной Шишкова до «спальников» в Юго-Западном и на левом берегу.

Власти заверяют, что очистка решеток ливнеприемников проводится «систематически», а непосредственно во время осадков ведется мониторинг, в случае локальных подтоплений туда направляется специализированная техника для откачки воды.

1

В 2025 году продолжится реализация масштабного проекта создания ливневой канализации в Центральном районе.

«Сейчас работы выполняются в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией в районе Воронежского центрального парка. Также приступили к устройству стартового котлована под Северным мостом – рядом с набережной Максима Горького. Несмотря на несогласие отдельных представителей общественности с проектом, он остается одним из самых значимых на сегодня. Система городской инфраструктуры – в первую очередь коммунальная ее составляющая – должна расти и развиваться вместе с городом», – ранее рассказывал мэр Сергей Петрин.

Эта сеть ливневой канализации рассчитана на обслуживание территорий многоквартирных домов и самого крупного в городе соцобъекта. Она – продолжение ливневого коллектора на улице Загоровского, который принимает ливневые стоки с территории мегашколы и планируемого рядом спортивного комплекса, с территории ЖК «Городские сады», а также жилой застройки на улицах Ломоносова, Загоровского и т. д.

Еще одна беда города – автохамы, которые ставят машины прямо на газоны, втискиваясь между деревьями, разнося грязь по территории дворов и по проезжей части. За такое следует жестко штрафовать, в один голос говорят урбанисты в любом городе. Тут речь уже не только про загрязнение города, но и про экологию. Редкие зеленые насаждения выдерживают жизнь на стоянке.

Разумеется, существуют и другие источники загрязнения: от бетонной пыли,
резиновой крошки от покрышек машин до остатков реагентов и других материалов, которые используются для посыпки улиц зимой. Однако тут бы разобраться с основными проблемами, которых все больше.

В последнее время жители разных районов города жалуются на состояние улиц, где буквально летают полиэтиленовые пакеты и валяется прочий «человеческий» мусор. Убирать Воронеж как будто стали хуже. Тут уж не до грязной плитки на проспекте Революции. Причина проста – дворников не хватает. Коммунальщики не справляются.

2

Дефицит кадров в мэрии не скрывают.

«Заполняемость вакансий составила 4,6%. Прорабатывается вопрос увеличения заработной платы, для иногородних сотрудников предоставляется служебное жилье, которое по выслуге лет (10 лет) может быть приватизировано», – рассказали нам в мэрии.

А вот принцип уборки городских территорий менять не собираются, хотя, возможно, как минимум на некоторых участках (к примеру – пешеходная связь через виадук на Заставе) об этом стоило бы задуматься.

«Уборка выполняется по определенному алгоритму. Например, уборка улично-дорожной сети включает следующие циклы: посыпание пескосмесью проезжей части, после того, как она срабатывает и на дороге начинает появляться «каша», сгребание снежных масс в прилотковую часть дорог, формирование снежных валов и затем – их вывоз, – делятся в мэрии. – Основные сложности могут быть связаны с выпадением большого количества осадков за короткий отрезок времени, интенсивными снегопадами».

3

Для содержания улично-дорожной сети и тротуаров для комбинатов благоустройства районов и городской дорожной службы в 2024 году приобретены 125 единиц коммунальной техники и оборудования (из них 74 единицы – коммунальная техника, 51 единица – оборудование).

«Большая часть уже поставлена и подготовлена к работе, поставка оставшейся завершится до конца года. В случае непредвиденных неисправностей в оперативном порядке проводится диагностика, выявление технических проблем и устранение их в кратчайшие сроки с учетом имеющихся у комбинатов благоустройства сил и средств», – поясняют в профильном управлении.

Техника, которая восстановлению не подлежит, списывается. За этот год на «пенсию» отправили три десятка машин.

«Всего в зимний период – с учетом новой техники – в городе будет работать более 370 единиц, – рассказали нам в мэрии. – 350 единиц уже подготовлены. Оставшиеся будут подготавливаться по мере поступления».

В будущем представители администрации намереваются активнее звать воронежцев на субботники, рассчитывая таким образом хотя бы немного наладить ситуацию.

При этом, чтобы в городе действительно что-то качественно изменилось, нужен комплексный подход. Научить горожан парковаться, а коммунальные службы работать на результат, а не для галочки – только половина дела. 

Не пропустить важное в ДЗЕН 36ON