На это, вне всяких сомнений, первостепенно влияют события на Ближнем Востоке. Два дня назад глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель по итогам встречи министров иностранных дел стран Евросоюза в Люксембурге заявил, что «Украина пропала из СМИ, но не из реальности».
Он прав и в первом, и во втором. И то, что Украина выпала из западного медиапространства, уже даёт определённый результат в тактике её военно-политического руководства. За неполные три недели, после того, как вспыхнули Израиль и Газа, ВСУ не осуществили практически ни одной медийно значимой провокации. Вроде атак беспилотников на Москву или гражданские объекты в других регионах России. Из серии тех, что не имеют прямого военного значения, но рассчитаны на информационно-психологическое воздействие на аудиторию. Не наблюдается ни дерзких вылазок ДРГ в российское приграничье, ни прямых терактов на российских территориях в границах до 30 сентября 2022 года.
Потому что украинскому руководству неинтересно проводить такие акции без должного внимания западной аудитории. Которого сейчас, в условиях арабо-израильского конфликта, не будет. Это понимают и иностранные кураторы киевского режима, поэтому не дают соответствующую отмашку. Из-за этого и ярких медийных провокаций, которыми Украина часто пользовалась в первые 18 месяцев СВО, мы не видим.
Можно, конечно, говорить об ударе по Бердянску в прошлый вторник. Атака, возможно, была осуществлена с помощью оперативно-тактических ракет ATACMS, поставленных США. Но это на медийную провокацию не тянет, поскольку удар, очевидно, наносился по военному объекту. И из военных будней такую атаку выводит только то, что она могла быть осуществлена с помощью новых боеприпасов, недавно оказавшихся на территории Украины.
Всё это совершенно не значит, что киевские власти и их западные хозяева не готовят дальнейших медийно значимых провокаций. Но, видимо, они должны быть такими неординарными, чтобы перехватить внимание западной аудитории. Или же враг будет ждать, пока события на Ближнем Востоке немного поутихнут и выйдут на рутинный уровень. И тогда ГУР и СБУ Украины вместе с кураторами из западных спецслужб займутся своим любимым делом.
А почему Боррель прав во втором? Потому что медийность медийностью, а военно-политические элиты стран НАТО прекрасно понимают, что вооружённый конфликт на Украине с точки зрения геополитики ни чуть не менее важен, что и ближневосточный. А потому соответствующие специалисты и дальше будут помогать украинским властям — и деньгами, и оружием, и консультациями. До тех пор, пока поражение укронацистов не начнёт становиться совсем очевидным. А до этого ещё далеко.
Русские флаги над терриконом у Авдеевки
А тем временем военный успех сопроводила медийно значимой акцией российская армия. Над терриконом возле Авдееввки были воздвигнуты флаги России и 114-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады ВС РФ.
За этот террикон не случайно уже две недели ведутся ожесточённые бои. Ведь он является господствующей высотой над коксохимическим заводом, занимающим до трети территории Авдеевки. Подземные коммуникации давно не работающей фабрики используются ВСУ в качестве укрепрайона, в чём-то схожего с «Азовсталью» в Мариуполе или «Азотом» в Северодонецке. Коксохим в Авдеевке по площади в три раза меньше «Азовстали», но подземные коммуникации там ещё серьёзнее.
Впрочем, чтобы загнать авдеевский гарнизон противника на Коксохим, надо ещё очень сильно постараться. В Авдеевке главная проблема в том, что сам город и его окрестности превращены в мощнейший укрепрайон с крупной группировкой ВСУ (11 пехотных бригад плюс спецназ). Ещё в начале СВО атаки в лоб не имели успеха, с флангов в условиях агломерации заход тоже серьёзно затруднён. Что подтверждают и октябрьские бои на Авдеевском направлении: продвижение российской армии оправданно медленное. Успехи ВС РФ сопровождаются контратаками врага. Попытки закрепиться в Бердычах и продвинуться со стороны Водяного пока успеха не имели. Но при этом практически все важнейшие пути снабжения неприятеля взяты под огневой контроль, пусть пока и не очень устойчивый.
Однако то, что наша армия сумела закрепиться на терриконе и занять там оборонительные позиции, имеет не только военное значение. Российский флаг и Знамя Победы над освобождённой территорией исторически имеют для наших соотечественников важнейший символический смысл. Такие акции сильно поднимают настроение — как на фронте, так и в тылу. Надеемся, что наших флагов над взятыми позициями противника будет в ближайшее время всё больше и больше.
На других участках фронта
Наша армия также ведёт наступление на Купянском направлении. Здесь атаки наших бойцов носят поступательный характер, противник прочно закрепился на западном берегу реки Оскол. Сражения здесь, как и на Авдеевском направлении, показывают, что военно-политическое руководство Украины не намерено оставлять без боя никаких позиций, даже если они выглядят для ВСУ уязвимо. Со стороны противника идёт постоянное подкрепление резервами и техникой, как только возникает угроза прорыва обороны.
Как и ожидалось, неприятель активизировался на Херсонском направлении, которое в условиях захлебнувшегося «наступа» на Запорожском и Южно-Донецком фронтах становится для ВСУ приоритетным. Противник постоянно высаживает десантные группы на левый берег Днепра — под мощнейшим прикрытием артиллерийского огня с использованием кассетных боеприпасов с правого. Отмечается значительное увеличение атак FPV-дронами по нашим позициям, в том числе по технике, что затрудняет борьбу с вооружёнными диверсантами. ПВО неприятеля сторожит нашу авиацию. Чаще всего представители спецназа противника здесь становятся смертниками, но на смену им приходят другие. Ситуация на этом участке фронта напряжённая, но стабильная.
На днях неприятель предпринял новую попытку атаковать Работино на Запорожском направлении. В том числе, с использованием тяжёлой техники, что нетипично для последних двух месяцев. Наступление ВСУ предсказуемо было отбито, однако, вероятно, подобные вылазки будут продолжаться — во многом как отвлекающие от Херсонского направления.
По всему фронту идут ожесточённые бои с потерями у обеих сторон. Западной аудитории по понятным причинам интереснее развитие арабо-израильского конфликта, однако это совершенно не означает реального затишья в зоне проведения СВО. Думается, тешить себя надеждами на то, что военная помощь США Израилю сократит таковую для Украины, не стоит. Хотелось бы в очередной раз подчеркнуть, что американские специалисты, работающие на разных направлениях, друг от друга не зависят. И то, что Вашингтон будет уделять больше времени Ближнему Востоку, совершенно не означает уменьшения интереса соответствующих американских структур к зоне проведения СВО.
А вот воспользоваться уменьшением внимания официальных структур США и ЕС, их СМИ и аудитории к вооружённому конфликту стоило бы. И в очередной раз подумать о серьёзном затруднении путей поставок западного оружия на линию фронта. И провести соответствующие военно-медийные акции. Вчера было самое время, а сейчас тем более.
Автор: Владимир Сапунов