В Воронеже руководитель департамента социальной защиты населения Ольга Сергеева в прямом эфире ответила на вопросы, касающиеся работы организации.
Как в регионе организована работа по реабилитации участников СВО
– Чаще всего люди за такого рода помощью обращаются в ведомства или МФЦ. Нам показалось, что последний вариант в качестве узла реабилитации будет более удобным, потому что прийти туда может каждый. Но позже выяснилось, что нужно обрабатывать намного больше обращений, чем может позволить отделение МФЦ. И мы одни из первых в России сделали не МФЦ, а реабилитационный центр рядом, чтобы люди могли не только получить документы, но и пройти необходимую реабилитацию в одном месте. И потом эту систему начали перенимать многие регионы. Мы видим, что родилась эффективная система, в рамках которой мы контактируем и с другими ведомствами, – объяснила Ольга Сергеева.
Сейчас в поле зрения центров реабилитации находятся около тысячи человек. Четверть из них собираются вернуться в зону СВО, некоторые возвращаются на работу и не нуждаются в помощи специалистов (около 33%).
Центры реабилитации в Воронеже разделены на 7 ступеней, при этом каждый обратившейся получает свой вид помощи. Встреча с сотрудниками центра начинается с диагностики, где выясняют те моменты, которые надо восстанавливать. Бывает, что это, например, ортопедические последствия – ранения, при которых человек, скажем, не может ходить. Тогда человеку помогают в этом освоиться. Иногда учиться ходить приходится заново. На следующих ступенях таких раненых обучают вождению автомобиля, но уже как инвалидов. Такой курс просто более длинный, но инвалиды в Воронеже также получают настоящие водительские права. Бывают, например, ранения кистей или пальцев, когда человек не может застегивать пуговицы. Бывает, людям даже приходится учиться бытовым вещам – заваривать чай. На уровне семьи параллельно может идти работа по принятию раненого в семью с таким ранением.
– То есть иногда мы идем от самых элементарных вещей. После них уже идет обучение профессии, если человек, вернувшись, решил ее сменить. Кто-то, например, идет учиться что-то делать на компьютерах, кто-то начинает увлекаться лозоплетением, кто-то после восстановления и обучения будет делать элитные изделия из кожи. То есть профессии тоже разные, зависит от того, у кого какая склонность, – рассказывает Ольга Сергеева.
Какая помощь оказывается семьям участников СВО
На каждую обратившуюся в департамент соцзащиты населения семью заводится социальный паспорт, где отмечаются нужды семьи, какие-то ее особенности и те виды помощи, которые действительно необходимо оказать. И попадая в эту организацию через департамент соцзащиты, люди могут решить различные свои проблемы, потому что там работают и медики, и народный фронт, и другие специалисты, если они требуются.
ОНФ, к слову, помогает руками. Например, такие специалисты могут починить забор или крышу, привезти продукты. Специалисты в области образования помогают перевести ребенка в более удобный детский сад. Если куда-то надо доставить или проводить, например, чью-то пожилую маму, то здесь включаются специалисты социальной защиты населения.
Помощь пожилым людям
Управление соцзащиты также оказывает помощь пожилым людям. Это самая «старая» часть работы департамента соцзащиты, для которой он и создавался изначально.
Система долговременного ухода за пожилыми людьми осуществляется не только на дому. Сначала специалисты смотрят на нуждающегося в помощи человека и анализируют тяжесть его состояния. Насколько тяжело его положение – настолько много проведет времени соцработник с этим человеком. Также путем этого тестирования выясняется, какую помощь соцработник окажет пожилому человеку (к примеру, нужно ли ему мыть голову, или он сам с этим справляется). Так формируется перечень того, что человек совсем не сможет сделать сам. После этого соцработник начинает работать с пожилым жителем, выполняя то, что пенсионер, например, сам делать не может, чтобы его жизнь стала лучше и легче.
Также существует формат дневного пребывания. Он актуален для людей, которые, допустим, уходя из дома, могут не выключить газ или не закрыть квартиру своим ключом. Такого человека как правило отправляют на дневное пребывание к специалистам. Здесь с ним занимаются специально обученные люди, чтобы он, как миниму, окончательно не потерял память, здесь же такие люди занимаются спортом, смотрят художественные фильмы и делают многое другое. После всего этого вечером человек, наполненный положительными впечатлениями, отправляется домой на ночь. Подобное дневное пребывание может быть назначено, даже если родственники в это время находятся дома.
Всего два региона в России на сегодняшний день взялись за решение проблемы жизнеустройства людей с ментальными проблемами – Воронеж и Нижний Новгород. Любой человек может сообщить специалистам в области психиатрии, если рядом с ним живет человек с подобными проблемами, чтобы специалисты выяснили, стоит ли переживать по этому поводу и что-то с этим делать. Для них предусмотрен не только интернат психиатрического профиля: разноуровневая система для таких людей на сегодняшний день прорабатывается.
Небольшая часть таких людей, 2 800 человек, находятся в интернатах. Им требуется очень сложный и постоянный уход, или же у таких людей просто никого нет.
– В ближайшие недели мы завершим капитальный ремонт одного из учреждений, оно будет работать по типу общежития. В нем будет осуществляться небольшой присмотр за жителями пожилого возраста, где люди с особенностями смогут жить относительно самостоятельно: ходить в магазин, готовить себе еду и заниматься другими вещами самостоятельно.
Социальные выплаты
Получателей социальных выплат в Воронежской области с каждым годом становится больше. Это не потому, что количество нуждающихся увеличивается, а потому что ограничительные меры с каждым годом снимаются. Региональный материнский капитал, например, раньше выплачивали только малоимущим, сейчас же его выплачивают любой маме, родившей третьего, четвертого, пятого и любого по счету малыша. То же самое можно сказать и про другие меры.
Однако идет перераспределение. Федеральным выплатным центром сейчас выступает социальный фонд России. Оттуда поступают материнские капиталы и пособия на детей. Региональный департамент соцзащиты движется больше в сторону ручной помощи и индивидуальной работы. При этом региональные выплаты он тоже выплачивает, потому что другой организации, которая могла бы этим заниматься, в Воронежской области нет.