По словам Алексея Азарова, средства массовой информации, индивидуальные предприниматели и частные пользователи обычно стремятся создавать яркие и интересные профили в социальных сетях, поэтому они часто используют фотографии, которые получены в результате серфинга в интернет-пространстве.
Когда средство массовой информации размещает информационную публикацию на своем ресурсе, работник (главный редактор, специалист по социальным медиа и т. д.) ищет подходящую картинку в интернете и размещает ее вместе с заметкой. Однако потом учредителю средства массовой информации приходит претензия от фотографа, который заявляет, что фотография принадлежит ему и он передал компании права на защиту. Это означает, что СМИ использовали его фотографию без разрешения и компания должна заплатить компенсацию (от 30 тыс. до 1 млн рублей).
Спикер поделился видением такой ситуацией с юридической стороны:
– Фотограф делает фотографии, и СМИ часто используют их. Затем «фототролли» предлагают фотографу заключить с ними договор об управлении результатами его творчества, и они берут на себя обязательство искать нарушителей, использующих его фото.
Адвокат рассказал, почему эта схема работает. Во-первых, из-за низкого уровня правовой культуры: многие люди, включая представителей СМИ, не знают, что нельзя использовать чужие фотографии без указания авторства. Во-вторых, потому что суммы компенсации невелики. В-третьих, из-за нерадивости средств массовой информации. И, в-четвертых, из-за сформировавшейся судебной практики.
Но как же все-таки бороться с «фототроллями»? Алексей Азаров предложил предпринять следующие меры: провести правовую проверку своих сайтов и ресурсов, указывать авторство при цитировании, использовать лицензированные фотостоки, изучить взаимоотношения между управляющей организацией и фотографом (иногда сами фотографы не в курсе, что у них есть договор с какой-то управляющей организацией, поэтому нужно либо связаться с самим фотографом, либо найти документ в интернете, что тот или иной фотограф работает с какой-либо организацией) и юридически реагировать на претензии и иски.
В конце лекции спикеру был задан вопрос, можно ли столкнуться с такой ситуацией обычному физическому лицу, разместившему чужие снимки в своих аккаунтах. Ответ Алексея:
– Юридические требования могут быть предъявлены и к обычным физическим лицам, однако в целях экономической выгоды это никому не интересно, поскольку написание юридического обращения обычно стоит больше, чем полученная компенсация.
Автор: Дарья Игнатьева