В Воронеже в рамках XI медиафорума выступил российский журналист Игорь Прокопенко. Он рассказал, с чего, по его мнению, начинаются информационные войны, при чем здесь борьба за русский язык и чем опасна маленькая ложь.
– Для того, чтобы что-то говорить нашим зрителям и читателям, мы сами должны верить в то, что мы говорим. Потому что, если журналист говорит готовые какие-то модели и сам в этом не убежден, сам в это не верит, получается нехорошо. Мы должны быть убеждены в том, что мы говорим, иначе лучше не говорить вообще. Поэтому мы с вами сегодня попытаемся выработать некие нарративы, которые мы сами через себя должны пропустить, – начал встречу Игорь Прокопенко.
Как считает эксперт, все, что происходило в постсоветской Югославии, Сербии, Боснии и Герцеговине, – это многонациональные проблемы, которые можно назвать отражением тех сложностей государства, которые существовали в Советском Союзе. И вообще все, что произошло в постсоветской Югославии, случилось потому, что распался Советский Союз.
– Все тогда говорили: то, что происходит сегодня в Югославии, невозможно. Мои знакомые рассказывали, как в СМИ подделывали фотографии с жертвами, которых не было, рассказывали о преступлениях, которых на самом деле не совершали. И люди были совершенно растеряны, а в НАТО, которую тогда называли партнером, смеялись им в лицо при любых предположениях о том, что это ложь, – рассказывает Игорь Прокопенко.
Нечто «невозможное» сегодня происходит и на Украине: украинские мужчины, которые всю жизнь говорили на русском языке, воюют друг с другом за то, чтобы никогда больше не говорить на русском языке.
– Была ли более абсурдная ситуация в истории человеческой цивилизации? Мне кажется, нет.
Кроме русского языка, с Украины «выгоняют» и религию, привлекая при этом представителей СМИ и цинично рассказывая о том, что это якобы правильно. Но когда в государстве горят храмы (христианские, мечети, да и вообще любые другие), это значит, что в обществе что-то идет неправильно: религия – это свод духовных ценностей.
– Нас много лет обманывали, говоря, скажем, что существуют исламские экстремисты. Ислам – это мировая религия, которая несет в себе огромное количество общечеловеческих духовных ценностей. И это как нужно было сломать мировосприятие современного человечества, чтобы вот из этих всех правоверных людей сделать пожизненно «смертников» и «террористов», положить на них клеймо «недолюдей»? А потом выросли те, кто действительно поверил, что они – люди второго сорта.
То же самое делают сейчас сегодняшние представители киевского режима. Они считают, что они – цивилизация первого сорта, что России вообще не существует. И что Россия у них украла имя Русь. Я читаю всю украинскую прессу. Они в СМИ, в своей научной и околонаучной литературе пишут, что Гагарин был украинцем. И Королев тоже был украинцем. И Леонардо да Винчи тоже был украинцем. Да что там говорить: Иисус был украинцем. И это у них не шутки такие.
Игорь Прокопенко отмечает, что, конечно, можно сказать, что в украинских учебниках очень много чуши. Но она возникла не сегодня, а появлялась по чуть-чуть в течение 5, 10 или даже 20 лет. И можно поначалу смеяться и думать, что «там есть какое-то количество сумасшедших, которые такое генерят». Но за 20 лет эти люди приобрели не просто реноме нормальных людей, но и даже стали лидерами мнений.
По словам эксперта, забавно видеть, как сейчас люди всерьез рассуждают о том, как через небольшое количество времени искусственный интеллект будет все за нас делать, как мы будем строить города на Марсе, каким образом мы будем добывать гелий на Луне и доставлять его на Землю. И в это же время людей (не только украинцев) пытаются лишить очень важного и основополагающего права говорить на языке, с которым они родились, на котором привыкли говорить и думать, на котором говорили их мамы, бабушки и дедушки. И такое происходит на всем постсоветском пространстве уже около 30 лет, хоть нам и кажется, что это делают «какие-то сумасшедшие».
– Русскоязычных людей притесняют в Прибалтике, в Грузии, на Украине, запрещают им говорить на родном языке, но ведь это неотъемлемое право человека за последние 40 тысяч лет существования Homo sapiens. И вот в XXI веке, когда существует искусственный интеллект, права говорить на языке лишаются миллионы людей. Это беспрецедентный геноцид русскоязычного населения – русского, грузина, украинца, армянина, казаха, да и вообще любого человека, который в детстве читал Лермонтова и Пушкина и привык мыслить на этом языке, вне зависимости от того, на каком языке он говорит еще. Если мы все сегодня не выработаем правильных и конкретных решений, завтра нам всем запретят говорить на русском языке.
Завершая выступление, журналист поделился своим мнением о том, может ли Россия эту войну за русский язык проиграть. Ответ он дает следующий: «Нет, потому что ядерные державы не проигрывают, ядерные державы разваливаются».