Нынешний саммит НАТО, 35-й по счёту, выдался богатым на громкие заявления и декларации. Впрочем, по ним он не смог побить предыдущие. Коммюнике по итогам встречи, которое гласит, что «Россию больше нельзя считать надёжным партнёром, она должна немедленно закончить СВО и вывести войска с Украины на границы 1991 года», едва ли можно считать очень звучным и интересным. Но есть и понятная новизна.
2 года назад, на саммите НАТО в Брюсселе, было заявлено, что Россия должна прекратить «дестабилизирующее поведение» и «вредоносную деятельность», отдать Крым, признать себя стороной конфликта в Донбассе и выполнять Минские соглашения, прекратить применять химическое оружие и притеснять «независимые институты и СМИ».
Тогда это воспринималось как нечто очень смешное, если бы не одно обстоятельство. Как выяснилось, именно на том саммите западные страны договорились о координации действий по максимальному усилению группировки ВСУ в Донбассе с целью давления на Москву — и совместных действиях, если Россия открыто вмешается в конфликт. В 2021 году альянс провёл рекордное количество учений — как по числу военных, так и по географическому охвату. По итогам появления на границах размежевания в Донбассе 100-тысячной украинской группировки Кремлю хватило ума начать СВО. Что и сейчас определяет основную повестку дня Североатлантического союза, вооружённого либерал-нацистской идеологией, — самого опасного и коварного врага в истории нашей страны.
По итогам саммита НАТО в главном городе литовской республики и сопутствующих ему событий можно сделать следующие выводы.
1. В НАТО Украину не примут до окончания боевых действий, как бы она того ни просила. Этим объясняется отсутствие Зеленского на основных мероприятиях первого дня саммита. Украинская сторона настаивала, чтобы в коммюнике встречи присутствовали конкретные сроки вступления, однако альянс ограничился декларацией о намерениях. На том, чтобы было именно так, настояли США и ФРГ.
2. Тем не менее именно Германия в дни саммита объявила о крупном пакете помощи киевскому режиму — в 600 миллионов евро. Сумма общего пакета помощи натовцев Украине пока не известна.
3. В преддверии саммита США объявили о том, что отправляют на Украину кассетные снаряды. То есть CM, содержащие суббоеприпасы весом до 20 килограммов. Такое оружие запрещено конвенцией декабря 2008 года, которую ратифицировали 2/3 стран НАТО. Парадокс в том, что инициаторами принятия документа тогда были Великобритания и Франция. Немного позже к ним присоединились Германия и Испания, а потом ещё более 100 стран. Сейчас разговоры об этом элементе гаагского права являются не чем иным, как примером типичного европейского лицемерия. Разумеется, европейцы, что бы они ни говорили о гаагском праве, будут рады применению такого оружия против России. Против других бы возмущались — а так будут рады. Будем надеяться, что наша страна, не подписавшая конвенцию 2008 года, но не применявшая такое оружие в период СВО, достойно ответит врагу всем имеющимся арсеналом кассетных вооружений. Конвенцию 2008 года не подписали ни США, ни Китай, ни Украина.
4. В НАТО теперь примут Швецию. Последний барьер в виде Турции был снят. Чего, разумеется, и следовало ожидать. Шведское членство в Североатлантическом альянсе, разумеется, добавит России проблем. Шведская армия насчитывает 25 тысяч хорошо обученных солдат и офицеров. Шведские истребители JAS 39 Gripen считаются одними из лучших в мире, хотя в самой армии королевства их всего 13. Балтийское море теперь фактически превращается во внутреннее для альянса. База НАТО на острове Готланд будет представлять серьёзную угрозу Калининградской области.
Утешающим для нас фактором является то, что Швеция де-факто давно была в альянсе. На территории этого государства регулярно проводятся учения НАТО. Но последние, «Аврора-23» в апреле этого года, собрали рекордное количество натовских солдат и офицеров за 25 лет — 26 тысяч человек. Они были рассредоточены по всей территории королевства. О важности маневров говорит и то, что страны, отправившие на них своих военных, были строго засекречены. Впрочем, какие тут секреты — ни одни крупные натовские итерации не обходятся без США, Великобритании, Канады и ФРГ. Остальные добавляются по мере необходимости.
5. «Оборона против России». Впервые после распада СССР страны НАТО договорились о стратегии и тактике ответа на «возможный удар России». Разумеется, прежде всего именно противодействию России учат в любой военной академии любой страны альянса. С первых дней первого курса. Однако впервые с 1991 года это прозвучало акцентированно. Зонами особого риска натовцами были обозначены Арктика, Центральная и Восточная Европа, Средиземноморье и Ближний Восток. «Для противодействия этому в Европе» были предложены три новых плана региональной обороны: для севера — Атлантики и европейской Арктики; для центра — Балтийского региона и Центральной Европы; для юга — Средиземного и Черного морей.
6. Споры вокруг бюджета НАТО практически прекратились. В 2006 году страны-члены альянса договорились о том, что каждая из них будет тратить на натовские нужды не менее 2% ВВП, однако до начала СВО это предписание исполняли лишь 11 из 30 государств. Предыдущий американский президент уделял этому вопросу большое внимание и постоянно требовал от стран ЕС платить за свою безопасность. Особой критике Трамп подвергал Германию, которая выделяла из своего бюджета лишь 1,42% ВВП. В то же время среди самых богатых стран Европы усиливалось недовольство тем, что они и так являются главными спонсорами ЕС, а тут ещё заставляют финансировать и НАТО. Особенно были недовольны ФРГ, Италия и Франция. Однако перед нынешним саммитом было зафиксировано, что до 2% ВВП теперь не дотягивает финансирование лишь у 5 стран — Болгарии, Черногории, Македонии, Венгрии и Словакии.
Нетрудно догадаться, что ряд стран покрыли необходимый промежуток за счёт поставок на Украину. Особенно интересно выглядит случай Нидерландов, которые за последние два года увеличили финансирование бюджета НАТО с 0,92% ВВП своей страны до 2,67%. За это и отправку старого оружия на Украину получили новенькую американскую бронетехнику — вот и вся тайна такой неожиданной милитаризации. В 2023 году совокупный рост инвестиций европейских стран и Канады составил 8,3%, чего не было с момента развала СССР.
7. Экспансия интересов далеко за пределы Европы. На саммит НАТО приглашены лидеры Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии. Очевидно, что в рамках Североатлантического альянса предполагается консолидация региональных альянсов AUKUS (Австралия, Великобритания, США), QUAD (США, Индия, Австралия, Япония) и других. «Наша безопасность отныне не региональная, а глобальная», — заявил на днях генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Вероятно, этим руководствовались США, перехватив у Франции контракты на поставки Австралии подводных лодок в 2021 году. Тогда соглашение о создании AUKUS означало отказ Канберры от контракта, подписанного в 2019 году с французской судостроительной компанией Naval Group. Однако затем Австралия под давлением Вашингтона отказалась от французских дизельно-электрических субмарин класса «Барракуда», и теперь будет покупать у США и Великобритании атомные подводные лодки. Расходы австралийского военного бюджета в 2023 году вырастут на 2,2%. Первая АПЛ должна быть поставлена военно-морскому флоту Австралии в 2040 году.
8. Не обошлось в коммюнике саммита и без упоминания Сербии. «Укрепление отношений между НАТО и Сербией было бы полезным для Североатлантического союза, для Сербии и для всего региона. Мы надеемся, что Сербия будет конструктивно взаимодействовать с НАТО и ее соседями … Мы поддерживаем диалог при содействии ЕС и другие усилия, направленные на нормализацию отношений между Белградом и Приштиной — и призываем стороны воспользоваться моментом и добросовестно стремиться к достижению прочного политического решения».
На смех любому, кто знает, что происходит сейчас на севере Косово. Когда албанцы, получив 3% на муниципальных выборах в Косовской-Митровице, заняли все руководящие должности в главном сербском городе де-юре автономного края. И главная гарантия этого — боевики ROSU, выпестованные на базе НАТО «Бондстил» близ Урошевца. При этом недавно сербский президент Вучич заявил, что все обязательства перед НАТО будут выполнены. А это ни много ни мало два договора IPAP (Индивидуальный план партнёрства), согласно которым войска НАТО могут свободно передвигаться по территории Сербии, ещё и с дипломатическим иммунитетом.
А под «прочным политическим решением» натовцы понимают признание Белградом независимости «Республики Косово», на которое Сербия не пойдёт никогда.
9. Грузии в очередной раз пообещали членство в НАТО и «восстановление территориальной целостности», однако шансов на это у кавказской республики ещё меньше, чем у Украины. Принимая во внимание и то, что нынешнее грузинское руководство нацелено на более или менее конструктивный диалог с Россией. Насколько это возможно в обстоятельствах, когда практически все структуры административных органов набирались ещё при Саакашвили на условиях тотальной русофобии. На днях в Тбилиси гражданские активисты разогнали ЛГБТ-парад. Это результат адекватной политики правительства Ираклия Гарибашвили. Но к вступлению в НАТО такое, разумеется, не приблизит.
10. Возвращаясь к Украине. Хотя на нынешнем саммите и не представлено конкретных сроков вступления в альянс, поставки оружия будут продолжаться и наращиваться. Как в количестве, так и в классе. Надо не забывать, что у России только один выход из ситуации — победа. И вильнюсский шабаш лютых врагов нашей страны это только в очередной раз подтвердил.
Во второй день саммита традиционно пройдут двусторонние встречи и круглые столы, которые общей картины происходящего не изменят.
Автор: Владимир Сапунов