На прошлой неделе издание 36ON опубликовало вызвавший большой общественный резонанс материал, в котором, в частности, фигурировало одно этически спорное видео. В нём ректор ВГУ Дмитрий Ендовицкий, находясь в странном состоянии в московском ресторане, сообщал определённые сведения в военной сфере. Ранее на наш официальный запрос по этой теме он не ответил. Соответственно, мы задались вопросом, почему в ответе на запрос такие сведения давать нельзя, а в питейном заведении можно?
И пока вопрос повис в воздухе, вспомним, чем ещё «отличился» Дмитрий Александрович за 12 лет работы ректором ВГУ. Итак, топ-10 эпизодов, прекрасно, на наш взгляд, характеризующих результаты работы главы крупнейшего вуза Черноземья.
10. Конец света в ВГУ
В конце июня 2017 года, в самый разгар защит дипломных работ, в корпусах ВГУ стали отключать свет за неуплату. Произошло это потому, что у университета накопились долги за 3 месяца на 8 миллионов рублей перед ПАО «ТНС Энерго Воронеж».
Как раз на одно из таких отключений выпал день защиты магистерских диссертаций двух моих дипломников. В результате чего они просто не смогли продемонстрировать подготовленные презентации работ. Студенты были одними из лучших на курсе, и их ВКР должны были стать украшением защит. Но не получилось. Сорвалось.
9. Поэт и гражданин
В декабре 2022 года вышла в свет книга стихов Дмитрия Ендовицкого «Отпетый графоман: стихи разных лет». Сборник произведений литературного жанра вызвал крайне неоднозначную реакцию воронежского общества. И из-за содержания, и из-за стиля. Вот пример одного из шедевров, который, безусловно, уже вошёл в историю.
Кабак
Давай, как любим мы,
Своими, близкими,
От кутерьмы такой,
С шампанским – брызгами,
В кабак завалимся…
Вискарь, закусочка,
На девок пялимся
В коротких юбочках.
Давай, маэстро наш,
Вали душевную.
В душе марьяж-кураж,
Про дружбу древнюю.
Давай – да по второй,
Под разговорчики.
Я, ты – наперебой,
Под помидорчики.
Эх, хорошо сидим,
Узнали многое!
Не делимся с тобой плохим –
Пора жестокая.
Еще – да по одной,
За перегрузочку!
Устроим выходной,
Найдем подружечку.
Выход книги лучше всех в городе
прокомментировал один из сильнейших воронежских публицистов, член Союза писателей России Святослав Иванов. Который прекрасно охарактеризовал нравы, царящие сейчас в ВГУ.
«Целый коллектив льстецов и подлецов долго уговаривал отпетого графомана Ендовицкого и все-таки уговорил...
И вот наконец-то ворона каркнула...
Те, кто уговорил, получили, конечно, свое. Они теперь свои в доску люди у ректора. Но, честно говоря, стыдно за Воронеж, за ВГУ, стыдно за ректора ведущего вуза, который взял и по глупости поддался бессовестной лести прожженных циников».
Тут, как говорится, что-то добавлять — только портить.
8. День рождения, грустный праздник
В сентябре 2018 года ВГУ отмечал 100-летие вуза. Тогда программа праздника была полностью сломана, парад перенесли на час раньше, салют отменили совсем, организованных встреч выпускников не было.
Известная воронежская журналистка Евгения Курилёнок тогда
писала: «А старые профессора и преподаватели погрустили на порожках, никому не нужные, да и разошлись восвояси. Даже воды им у порога никто не предложил. Не написал бумажку, в какой аудитории – свои. Не вышел к черни, спустившись с административного Олимпа».
Издание «Блокнот-Воронеж» в те дни
подытожило атмосферу высказываний выпускников в соцсетях:
«Правда, сами выпускники отметили катастрофическую организацию их встречи и нежелание идти в альма-матер на 100-летний юбилей. Своё негодование они выразили в соцсетях и отметили, что праздник сделали не для выпускников, а для элит региона, которые наслаждались тигровыми креветками-гриль, томатами с моцареллой, утиным филе в медовой глазури и многими другими не менее вкусными яствами за VIP-столом, пока обычные гости ели пирожки с капустой».
7. Не Осколом единым
В декабре 2014 года прямо во время лекции в Старооскольском филиале ВГУ мы со студентами узнали, что 4 из 5 факультетов филиала не прошли аккредитацию Минобрнауки. Моё глубочайшее убеждение: произошло это потому, что филиал стал никому не нужен. Руководством университета он воспринимался как объект ненужных трат. А тут ещё конкуренция с СОФ БГУ, который, как раз наоборот, был очень нужен своему руководству в Белгороде. Постепенно филиал в Старом Осколе стал проваливать один набор за другим, местные преподаватели стали уходить в другие вузы, воронежские перестали туда ездить. В частности, автор колонки был последним из преподавателей, кто ещё ездил на факультет журналистики из Воронежа.
А ведь в начале 2000-х СОФ ВГУ был серьёзным социокультурным феноменом в Старом Осколе. И факультет журналистики там, выпустивший десятки хороших специалистов-практиков, в частности. Кстати, об этом филиале как об инструменте влияния Воронежской области на Белгородскую никто не подумал? Вот бывший губернатор соседнего региона Евгений Савченко нервничал по этому поводу.
6. Заграница нам поможет
Откровенный космополитизм, либерально-западнический крен и евроцентризм Дмитрия Ендовицкого выглядят по меньшей мере странно. Так, очень смешно смотрятся попытки пиариться на низких местах (стопятидесятых и еще более низких) во всевозможных европейских рейтингах. Или
заявление ректора в 2018 году о том, что ВГУ может стать опорным университетом России по взаимодействию с Евросоюзом. Стал в итоге, кстати? Нет, конечно. Но зачем было вообще ставить такие цели?
«Топ-чиновники Европейского союза будут проверять наш вуз на получение статуса», — сказал господин Ендовицкий. «В ВГУ подчеркнули, что соответствующее решение ЕС примет только по окончании проверки и в случае соответствия вуза всем требованиям». То есть университет подвергся комплексной проверке со стороны нынешних наших врагов в вооружённом конфликте на Украине? Интересно, какие сведения они получили? И что это за проект «Война и мир в вызовах европейской безопасности», о котором Ендовицкий говорил в августе 2018 года и который должен был быть осуществлён совместно с западноевропейскими университетами?
Серьёзно? Речь об «общеевропейской безопасности», очевидно? Об этом думал ректор, вместо того чтобы думать о безопасности России, защите ее от Евросоюза, который сейчас поставляет врагу оружие и технику на миллиарды долларов, помогает инструкторами и наёмниками, крадёт российские активы за рубежом, пытается задушить нашу страну санкциями?
В том числе и когда в интервью газете «Воронежский университет», вышедшей к началу учебного года 2018-19, призвал использовать все возможности, которые даёт программа Eurasmus+, созданная ни много ни мало Евросоветом (в 1984 году). В декабре 2021 года ВГУ
посетила делегация французских вузов, где в очередной раз обсуждалось взаимодействие по программе Eurasmus+. Конечно, ничего плохого в этом нет. Вот только до начала СВО оставалось 2 месяца. А ещё через 3 месяца в Минобрнауки заявили, что «европейская программа обмена студентами и преподавателями Eurasmus+ не рекомендуется для российских вузов».
В интервью в журнале
«Университетская площадь» (№10, 2018 год), говоря о важности участия в европейских проектах, г-н Ендовицкий поясняет: «Осуждать людей с истфака или филфака за то, что они не хотят зарабатывать на хлеб насущный, не участвуют в европейских проектах, где серьёзные деньги, я не могу. Но вот от этой патерналистской части университета идёт критика в адрес ректората. Им плохо. А меняться они не хотят. Да и нет возможностей…» Далее ректор поясняет, что просто написать заявку на участие в европейском проекте — это одно, а постоянно поддерживать коллаборацию с европейскими вузами — это другое.
Итак, запомним. Тех, кто критикует ректора, в частности за низкий уровень зарплат, он обвиняет в патернализме и отсылает искать деньги в европейских грантах.
Присовокупим к этому приглашение в университет откровенных русофобов Владимира Познера, Дмитрия Быкова (признан в РФ иноагентом) и им подобных. Или американской профессорки Энн Купер,
«втиравшей» студентам журфака об объективности в западной журналистике, а также запомнившейся фразой «Я не вижу информационной войны между Россией и США». Плохим пророком оказался господин Ендовицкий.
5. Нью-Васюки
Ещё в 2012 году ректор Дмитрий Ендовицкий заявлял, что ВГУ – «в одном наношаге» от того, чтобы стать Центральноевропейским федеральным университетом.
Шаг этот так и не был сделан. Федеральным вузом ВГУ не стал, в отличие, скажем, от Ростовского государственного университета. Не стал ВГУ ни национально-исследовательским, ни опорным. Первый статус достался Белгородскому университету. Второй объединил политех и архитектурно-строительный университет.
Статусы — это не просто приятный атрибут, но и дополнительное финансирование. Для тех, кто знает про тягу и любовь ректора ко всевозможным рейтингам и о том, какие усилия предпринимались для того, чтобы получить эти статусы, провал этот выглядит особенно иллюстративным.
4. Смерть на взлете
В августе 2019 года провалилась попытка создать в ВГУ научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня по математике. «Математика и IT станут ядром НОЦ, — анонсировал тогда Дмитрий Ендовицкий. — Отрасли наших индустриальных партнеров (машиностроение, АПК, здравоохранение, государственное управление) будут рассматриваться через призму реализации в них компьютерно-математических решений». Однако Совет по государственной поддержке создания и развития математических центров мирового уровня под председательством вице-премьера РФ Татьяны Голиковой завернул воронежскую заявку. Победили четыре проекта, общая сумма финансирования которых на 5 лет составила 3,5 миллиарда рублей. И это поражение стало предвестником следующего, более крупного, которое случилось через год.
3. Размытость и нечёткость
В декабре 2020 года провалилась попытка создать в Воронеже федеральный научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня «Цифровые инновации в экономике» на базе 7 вузов во главе с ВГУ. В заявке также фигурировали и их компании-партнеры, в числе которых, к примеру, Сбербанк, госкорпорация «Росэлектроника», а также входящий в ее состав воронежский оборонный концерн «Созвездие». 04.12.2020 на заседании правительства России премьер-министр Михаил Мишустин объявил пятёрку победителей, воронежского проекта среди них не оказалось. В ходе федерального конкурса проект Воронежской области получил оценку 58,75 балла, тогда как пятерка победителей — от 81,25 (НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы», Свердловская, Челябинская, Курганская области) до 66,5 очка (НОЦ «ТулаТЕХ»).
Тогда телеграм-канал «Научно-образовательная политика», близкий к руководству Минобрнауки, при анализе проектов участников конкурса скептически оценивал воронежскую заявку, что «страдала размытостью фокуса и нечёткостью понимания целей».
2. Худшие среди равных
В октябре 2021 года ВГУ не попал в число участников федеральной программы «Приоритет-2030». В рамках программы каждый год на протяжении 10 лет 106 вузам-победителям должно выделяться по 100 миллионов рублей. Её цель – увеличить вклад высшей школы в научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны, сформировать к 2030 году больше 100 прогрессивных университетов.
В их число попали Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгородский государственный технологический университет им. Шухова, курский Юго-Западный государственный университет, Орловский госуниверситет им. Тургенева, Тамбовский госуниверситет им. Державина. А вот ВГУ не попал.
Хотя очень серьёзно относился к своему участию в конкурсе. Перед 1 сентября на общем собрании коллектива Дмитрий Ендовицкий сделал красочную презентацию и сообщил, что к подготовке заявки были привлечены специалисты из-за рубежа. Свою стратегию развития представила делегация ВГУ во главе с ректором Дмитрием Ендовицким и в Москве. Но не помогло. Когда опубликовали список победителей, министр образования Валерий Фальков сказал, что комиссия оценивала ректора и команду. Вот и оценили.
1. Художник должен быть голодным
Зарплатный скандал разгорелся в университете в 2018 году. В конце концов ведь в вузе всё должно делаться прежде всего для людей. Что же получилось в ВГУ?
Весной того года преподавателей факультета журналистики университета вынудили перейти с 1,5 ставки сначала на 1,3 ставки, а потом и на одну – с сохранением нагрузки и без повышения оплаты труда.
И делалось это вместо того, чтобы выполнить соответствующий указ президента. А именно – № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», который предусматривал повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Исходя из того, о чём мы говорили выше, недостающие до этих 200% средства надо было искать в европейских грантах.
Всё это было в совокупности с просочившимися примерно в это же время в интернет внутренними документами из главного корпуса ВГУ, которые показывали несоответствие показателей средних зарплат по университету с платежными ведомостями.
В июле 2018 года автор этой колонки
поднял волну обсуждений темы зарплат в ВГУ в воронежских СМИ и социальных сетях. Возможно, если бы тогда компетентные структуры уделили этому вопросу должное внимание — не было бы и пунктов с 4 по 2 (см. выше).
А то уж слишком определённые выводы напрашиваются по результатам этих 12 лет.
P.S. Кстати, а есть ли среди крупных руководителей в Воронеже те, кто может «похвастасться» таким количеством грандиознейших провалов?
*Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Автор: Владимир Сапунов