Рок-фестиваль «Чернозём» может вернуться в Тамбов

Молодого водителя BMW оштрафовали за дрифт под окнами домов в Воронеже

Разбитые пробирки с кровью на дороге напугали воронежцев

Воронежцев попросили не пугаться сирен сегодня днем на левом берегу

В Воронежской области подорожали сосиски, помидоры и чай. 

Жара до +26 градусов ожидается в Воронеже в выходные

Боец из Воронежской области погиб в зоне СВО
 

В Воронеже у «Максимира» заметили много пожарных машин: из ТЦ эвакуированы десятки человек

В Воронеже в выходные потеплеет до +27 градусов

Последствия падения БПЛА в Воронеже показали на фото. На месте работают специалисты.

Свет и воду отключили в двух районах Воронежа

В Воронеже сотрудница тренажёрного зала нашла подработку и потеряла 225 тысяч рублей

Поездка пенсионеров в воронежской маршрутке закончилась в больнице

В Воронеже начала обваливаться многоэтажка на Шишкова

Что делать при обнаружении упавшего БПЛА или его обломков, рассказал воронежцам губернатор

Мэр рассказал о последствиях ночной атаки БПЛА в Воронеже

Над Воронежской областью ночью сбили три метеозонда

Полиция нашла воронежца, убравшего заграждение на дамбе Чернавского моста

На двух воронежских улицах приостановят подачу воды 18 апреля

Почти у половины автобусов в Воронеже истекут сроки эксплуатации в 2025 году

Мэр пригласил воронежцев проголосовать за объекты благоустройства

 

Стало известно о новых выделенных полосах в 2024 году в Воронеже
 

О тревожных сиренах сообщили жители Советского района Воронежа

Экс-главу Россошанского района отказались выпускать из СИЗО

Прыгнул под колеса: фура сбила мужчину на воронежской дороге
 

Шесть воронежских маршрутов временно изменят схемы движения

 

Двое сирот не могут получить жильё и ютятся в квартире с бабушкой в Воронежской области
 

Десять бывших мигрантов заключили контракт с Минобороны в Воронежской области

День сегодня, наперекор ретромеркурию, будет довольно позитивным. Лишь под вечер в пространстве появится энергия конфликтов.

Пытавшегося поджечь избирательный участок воронежец получил 140 часов обязательных работ

Авторы 2749

Воронежский «Прогресс»: в здании старой фабрики открывается культурный центр

some alt text
В Воронеже в конце мая открывает свои двери центр культуры и искусства «Прогресс». Он расположится на минус первом этаже старой фабрики на углу Фридриха Энгельса и Средне-Московской – в здании сейчас как раз завершается реконструкция. О том, кто стоит за созданием новой площадки и что там будет происходить, расспросили директора «Прогресса» Раису Ждан. 
 

– «Прогресс» – это новая независимая площадка, которая должна разнообразить культурную жизнь нашего города. В первую очередь здесь будут проходить камерные, не требующие грандиозных технических и финансовых вложений творческие акции. Но мы надеемся, что вскоре к ним прибавятся и более сложные театральные работы, может быть, в тех жанрах и направлениях, которые в нашем городе пока почти не представлены, – например, перформанс, театр предмета или визуальный театр. 

Мы будем не только приглашать, но и продюсировать многие проекты, то есть они будут создаваться либо в содружестве с «Прогрессом», либо только силами «Прогресса», который будет собирать творческие команды.

Ядро «Прогресса» – команда артистов, которые сейчас готовят для центра первые проекты. Например Камиль Тукаев, уже несколько лет выступающий в роли дежурного по детскому фестивалю МАРШАК, будет в образе полюбившегося маленьким зрителям персонажа дяди Камы рассказывать сказки народов мира, попутно знакомя ребят с разными странами и культурами. Говоря о «Прогрессе», актер отмечает, что здесь артист «может быть собой, может делать то, к чему у него лежит душа». Актриса Камерного театра Яна Кузина, которую многие знают еще и по музыкальному проекту «Кузина», с девочками-музыкантами репетирует «Кабаре Галич» по абсолютно «неженскому» материалу. А актриса Наталья Шевченко для «Прогресса» готовит моноспектакль «Правила поведения в современном обществе». 

– Я выступаю в проекте как организующее звено. Сейчас наша команда пополняется администраторами и техниками. Но очень многие люди готовы нам помогать и просто так – почему-то оказалось, что всем сейчас нужен подобный центр. 

Идее «Прогресса» около двух лет.

– Когда я была куратором программы фестиваля МАРШАК, думала о создании в Воронеже частного детского театра. Со временем эта идея переросла в концепцию многофункционального центра, в котором будут проходить спектакли, перформансы, концерты, проводиться детские проекты, мастер-классы, встречи и многое другое.

В 2021 году на Платоновском фестивале мы проводили цикл перформансов. Один из них проходил в помещении бывшей обувной фабрики «Прогресс». Там тогда были голые бетонные стены, перформеры, наушники – и всё. Увидев, что собственники здания идут навстречу культурным начинаниям, мы предложили создать там театрально-музыкальную площадку. Все, что произошло дальше, – это огромная удача. Нам шли навстречу во всем, и мы за это очень благодарны. Но нужно понимать, что это совершенно исключительная ситуация, в жизни так обычно не бывает. И когда я вижу мытарства наших коллег из независимых театров, я понимаю, как нам повезло и как нужно ценить то, что происходит.

 
Как уже было сказано выше, центр расположится на минус первом этаже здания старой фабрики. Это всего лишь 300 квадратных метров. Немногим больше, например, старого Никитинского театра.  

При этом на небольшой площади удалось организовать основной зал на 80 мест, «Белую студию» на 40 зрителей, фойе с гардеробом и кофе-зоной, а еще маленькую, но функциональную служебную часть с гримуборной и местом для хранения реквизита.

– Когда мы определяли для себя, чем будет заниматься «Прогресс», мы поняли, что хотим делать то, чего зрители не увидят в других воронежских театрах. У нас точно не будет просто развлекательных, легких пьес, но и за классику мы вряд ли возьмемся. В первую очередь нас интересует редкий, необычный материал. Думаю, со следующего сезона мы начнем пробовать себя и в необычных форматах.

Как человек с опытом программирования таких больших проектов, как Платоновский фестиваль, я имею какое-то представление о том, чего не хватает Воронежу и что было бы полезно привнести, не пересекаясь в интересах с другими театрами. Что-то мы создаем сами, кого-то приглашаем из Москвы и Петербурга. Воронежские творческие команды тоже могут присылать свои предложения. Но это не значит, что мы готовы взять в репертуар абсолютно любой проект. Нам хочется иметь свое лицо и хочется, чтобы зритель знал, что если он покупает билет в «Прогресс» – не важно, на наш спектакль или на проект наших резидентов, – он увидит нечто качественное и достойное его внимания.

Создатели пространства отмечают, что для реализации таких планов не обязательно иметь серьезные производственные возможности и много места.
 
– По-моему, театр – это прежде всего про состояние игры и про человека, – говорит Раиса. – Про человека на сцене, который вступает в особые отношения с человеком в зрительном зале. Будет ли при этом артист находиться в специально выстроенном павильоне или сидеть на обычном стуле, не так уж важно. 

В нашем центре совсем небольшая сцена – шесть на восемь метров. Артиста видно, как под увеличительным стеклом. Сегодня есть режиссеры, которые делают театр, и театр волшебный, в практически пустой комнате. С одним из таких режиссеров – из Петербурга – мы сейчас ведем переговоры о постановке в следующем сезоне. 

Официально свои двери для зрителей «Прогресс» откроет уже в конце этого месяца. Первое событие – «Кабаре Галич» – запланировано на предстоящее воскресенье, 28 мая.

– У нас был выбор: ждать следующего сезона или заявить о себе уже сейчас. И мы решили не откладывать. Захватим кусочек этого сезона, проработаем две недели, а после 10 июня уйдем на каникулы.

«Прогресс» – это частный независимый арт-центр. Его единственный источник доходов на данный период – средства от продажи билетов. Организаторы этого не скрывают. Именно поэтому пока бесплатных событий в пространстве не предвидится.

– Пока наша задача состоит в том, чтобы о «Прогрессе» узнали как можно больше людей и чтобы те, кому он интересен, что называется, протоптали к нему дорожку. Цены на билеты, в том числе на гастрольные события, мы устанавливаем на уровне других воронежских театров и формируем с учетом экономики проектов. Впоследствии, когда мы твердо встанем на ноги и, возможно, получим какую-то грантовую поддержку, думаю, мы сможем добавить и бесплатную программу. Конечно, хотелось бы, чтобы вокруг «Прогресса» была активная жизнь.

Частные культурные инициативы относительно неплохо приживаются в Москве или Санкт-Петербурге, а вот в регионах независимым проектам выживать куда сложнее. В «Прогрессе» иллюзий на этот счет не питают, однако те, кто стоит за созданием пространства, – далеко не новички, накопленный за годы проведения знаковых для региона культурных событий опыт помогает в организации работы нового центра.

– Когда я говорила о проекте своим коллегам, которые тоже пытались создать у себя в городе площадку, вокруг которой формировалось бы сообщество и кипела бы жизнь, мне отвечали, что ничего у нас не получится, что местных творческих сил и идей не хватит на то, чтобы сформировать постоянный репертуар. Но сейчас, я считаю, мы собрали очень и очень приличную и любопытную программу запуска. Это не считая того, что запланировано на следующий сезон. Более того, нам уже пишут артисты, режиссеры, музыканты, хореографы и предлагают свои идеи. И все, кто пишет, говорят одно и то же – что такой площадки городу давно не хватало. Так что, думаю, Воронеж в этом смысле может разрушить стереотипы.

У нас в городе есть маленькие негосударственные пространства – например, «Новый театр», Никитинский. Но площадки, концепция которой строилась бы на соединении театра и музыки, кажется, нет.

Помимо уже названных событий, в июне в «Прогрессе» пройдут первые гастроли. Московский независимый театр «Среда 21» покажет спектакль «Капитал», который только что участвовал в конкурсе премии «Золотая маска» в двух номинациях. 

– Теоретически попасть на воронежские события можно будет и в следующем сезоне. А гастроли – это гастроли. Этот спектакль, хоть его и играют в маленьком театре «Среда 21», имеет в Москве очень большой резонанс, о нем пишут, его рекомендуют и в этом году он получил две номинации на главную театральную премию страны. К тому же он поставлен по фундаментальному труду Карла Маркса. Режиссер вместе с актером придумали, как превратить этот, казалось бы, абсолютно несценический материал в чистый театр. 

Первым концертом в «Прогрессе» станет программа композитора Ярослава Борисова и импровизационного трио duso «График звука», в которой музыка соединится с изобразительным искусством.

– Если все будет хорошо, мы откроем следующий сезон уже в августе. На его начало запланированы гастроли двух независимых театров и музыкальной группы. Думаю, в следующем сезоне мы выпустим как минимум две премьеры с приглашенными режиссерами и добавим в репертуар несколько воронежских проектов. Иными словами, планы есть, что-то уже начинает готовиться, и мы очень ждем от наших зрителей обратной связи и подтверждения, что мы им нужны.
 
Мы попросили артистов, которые готовят проекты для «Прогресса», рассказать о новом пространстве и о том, чем оно уникально.

 
Яна Кузина, актриса Камерного театра, участница проекта «Кабаре Галич»:

– Открывать новую площадку – для меня очень волнующее и ответственное событие. Я драматическая актриса, не профессиональный музыкант, но хочу и стараюсь развиваться в музыке. В этом проекте, который мы готовим специально для «Прогресса», мне хотелось бы соединить и любовь к песне, и возможность общаться с аудиторией думающей, чувствующей смыслы. Чтобы произошел такой микс театра и музыки. Надеюсь, что «Прогресс» станет одной из ярких и важных творческих площадок города.

 
Наталья Шевченко, заслуженная артистка России, исполнительница моноспектакля «Правила поведения в современном обществе»:

– Я лично очень рада появлению новой площадки в нашем городе, потому что, я так понимаю, аналогов ей в Воронеже нет. Мне кажется, что это будет еще один портал, какое-то уникальное место встречи людей, любящих театр, понимающих все его тонкости и ценящих эти тонкости.

Проект «Правила поведения в современном обществе» по пьесе французского драматурга Жана-Люка Лагарса делается специально для «Прогресса». Это новаторская пьеса, ломающая наши привычные представления о театре. Автор как будто бы отменяет театр, он как будто бы отменяет такие основополагающие вещи, как декорации, свет, музыка и вообще то, что связано с какими-то визуальными и ритмическими эффектами, и переводит все в плоскость текста. Это такое особое исследование жизни, ведь не даром Лагарс учился на философском факультете.

 
Камиль Тукаев, народный артист России, автор и исполнитель проекта «Сказки Дяди Камы»:

– Есть известная цитата из «Хроник Нарнии», где говорится, что когда-нибудь ты дорастешь до такого дня, когда вновь начнешь читать сказки. Вот, наверное, со мной это и происходит. Я решил обратиться к жанру сказки, потому что мне хочется общаться с детьми, а сказка для этого – самый простой инструмент. Куда бы ни шагнул мир в плане развития технологий, жанр «рассказывания» сказки остается вечным, поэтому очень важна роль и фигура рассказчика.

Иногда Дядя Кама будет делать отсылки к какой-то информации, которая будет интересна взрослым. Учитывая, что это сказки народов мира, то много интересного и редкого можно узнать про страны, где родилась та или иная сказка. В этом проекте есть человеколюбие, гуманизм, радость. Рассказывая детям сказки, мы растим взрослых людей будущего. Может быть, это звучит пафосно, но в этом, мне кажется, зарыта какая-то важная истина.

Фотографии предоставлены арт-центром «Прогресс».