Американскую медиасферу продолжает лихорадить. Вслед за скандалами, связанными с Fox News — крупнейшей в истории американских СМИ выплатой за диффамацию и увольнением ведущего аналитика Такера Карлсона, произошёл ещё ряд занимательных событий.
На минувшей неделе компания Vice Media объявила о банкротстве, за несколько дней до этого стало известно о закрытии интернет-СМИ BuzFeed News. Ещё тремя месяцами ранее компания Vox Media уволила 130 сотрудников — 7% от общего числа.
Банкротство Vice Media
6 мая Vice Media Group LLC начала процедуру банкротства по Главе 11 Кодекса США о банкротстве. Chapter 11 предполагает защиту от кредиторов — компания продолжает функционировать, однако обязана предоставить план реорганизации и, как правило, не может делать новые приобретения, а основные средства должна тратить на погашение долга.
Глава 11 является относительно мягкой формой банкротства, американские медиа нередко прибегают к ней в кризисных ситуациях. Скажем, во время «второго газетного мора» 2007-09 годов такой процедурой воспользовалась вторая на тот момент по величине издательская фирма страны Tribune, так же поступили Journal Register, Philadelphia Newspapers – владелец газет Philadelphia Inquirer и Philadelphia Daily News, газета Star Tribune в Миннесоте и другие. Подробнее об этом можно прочитать в большой научной статье автора этой колонки «Газетная индустрия США в условиях финансового кризиса: ускорение в плохом направлении» (2009 год).
Обычно такие процессы сопровождаются сменой собственника. В ситуации с Vice именно так и будет. На днях о желании приобрести это СМИ заявили частная инвестиционная компания Fortress Investment Group и Фонд Сороса*. Ожидается, что они купят американо-канадскую компанию за 400 миллионов долларов, в то время как на пике своей деятельности, в 2017 году, Vice стоила $5,7 млрд. Нынешние шесть инвесторов, в том числе финансовые группы TPG Group и Sixth Street Partners, медиагруппа Walt Disney, Джеймс Мёрдок, сын медиамагната Руперта Мёрдока и сам крупный медиакапиталист, покидают компанию.
Fortress известна своей активностью на американском медиарынке. В частности, она является одним из главных акционеров крупнейшей издательской фирмы в США — Gannett (выпускает общенациональную USA TODAY и ещё 260 ежедневных газет). В 2019 году соответствующая покупка была осуществлена через дочернюю группу New Media Investment Group и подчеркнула тенденцию финансиализации медиасектора в США и во всём мире. То есть перенесения на медиасферу ключевых методов и механизмов финансово-спекулятивного сектора.
Роль Сороса
Весьма любопытным выглядит участие в сделке Фонда Сороса*. 92-летний миллиардер не проявлял особого интереса к западным СМИ. Его главная тема — медиасектор Восточной Европы. Соровский Media Development Investment Fund (Фонд инвестиций в развитие медиа, MDIF)** вложил средства в 130 компаний в 44 странах, однако восточноевропейские государства представляют для него особую важность. Главным образом потому, что их посредством Сорос занимался «развитием либеральных ценностей», боролся с «преодолением посткоммунистического наследия», а прежде всего — с влиянием России.
Последнее его значимое приобретение в Восточной Европе — покупка в прошлом году 40% крупнейшей издательской компании в Польше Gremi Media. Gremi Media, выпускающая ведущую польскую качественную газету Rzeczpospolita и влиятельное финансовое издание Parkiet, была куплена за 97 миллионов злотых (€21.4 млн) через дочерний голландский фонд Pluralis BV. Учитывая, что другая компания Сороса «Открытое общество»*** имеет в Польше активы ещё и в компании Agora, издающей крупнейшую качественную газету страны Gazeta Wyborcza, а также в Radio Zet, можно представить себе медиавлияние капиталиста-русофоба. И так в большинстве стран Восточной Европы. За исключением тех, откуда структуры Сороса выгнали — как это произошло в России, Белоруссии и Венгрии (некоторое ограничение также есть в Республике Сербской Боснии и Герцеговины).
Зачем Соросу понадобились инвестиции в убыточное предприятие? Вероятно, для того, чтобы поднабить информационные кулаки перед президентскими выборами 2024 года. Любопытно, что Vice считалась более близкой Республиканской партии, а Сорос традиционный инвестор Демократов. Так что смена редакционной политики неизбежна. Насколько серьёзная — покажет время, ведь Fortress Investment Group больше склоняется к республиканцам (чему свидетельство и инвестиции в Gannett). Как показывает восточноевропейская практика — там, куда приходит Сорос, заканчивается всякая свобода слова и начинается откровенная либеральная диктатура.
Поэтому американскую прогрессивную общественность весьма беспокоит случай с Vice Media, которая по стилю была примером альтернативной журналистики. Именно по провокационному стилю подачи, поскольку по идейному содержанию особенно не выходила за рамки медиамейнстрима. А вот репортажи журналистов Vice из Северной Кореи, о наркокартелях в Мексике, с баз западных наёмников на Украине и в Африке и другие запомнятся надолго.
Vice был основан как журнал в Монреале в 1994 году, за 20 месяцев до появления первого интернет-сайта традиционного СМИ. Поэтому пробиваться на рынок Voice of Montreal (до 1996 года журнал назывался именно так) пришлось весьма обычными для того времени маркетинговыми методами — контент был развлекательным, рассчитанным в основном на женскую аудиторию. Затем, когда компания расширила деятельность на сферы ТВ, кино, интернета, открыла 35 офисов по всему миру и в 2015 году достигла количества работников в 3000, она превратилась во вполне влиятельную медиаструктуру. При этом контент стал в большой части политическим, а лояльность массовой аудитории обеспечивалась крайне оригинальным стилем. Что и привлекло в компанию таких мощных инвесторов, как Disney и Fox, и крупный ЧИФ TPG.
Проблемы медиаплюрализма усиливаются
Подлило масло в огонь и решение компании BuzFeed закрыть новостной отдел. Интернет-компания пошла на такой шаг после того, как BuzFeed News потеряла за год 10 миллионов долларов. Решение менеджмента будет стоить рабочих мест 180 сотрудникам, или 15% от общей численности. Львиная доля придётся именно на ликвидируемую новостную редакцию. При этом в конце прошлого года руководство BuzFeed уже сократило 12% трудового коллектива.
А ведь медиаресурс BuzFeed, основанный в 2006 году, считался в США одним из представителей «большой тройки» альтернативных источников политической информации — наряду с HuffPost и Politico. У HuffPost (ранее Huffington Post) проблемы начались ещё раньше, из-за чего этому интернет-СМИ пришлось потерять часть редакционной независимости — в 2011-м оно было продано AOL, а в 2015 — перекуплено Verizon Media. Несмотря на разницу во взглядах, альтернативные медиаресурсы пытались объединить усилия. В 2020 году BuzFeed покупает долю в HuffPost, а Verizon таким образом становится акционером BuzFeed. В чём-то это помогло, HuffPost считается сейчас рентабельным ресурсом. Но, как показывает закрытие BuzFeed News, — совсем не до конца.
Принимая во внимание вышеупомянутые массовые увольнения в Vox Media, которая имеет в США репутацию надёжного источника качественной информации, можно говорить о том, что кризис в американских альтернативных СМИ вполне сопоставим с тем, что уже годами терзает медиамейнстрим. Но если крупнейшим «традиционным» СМИ удаётся решать проблемы традиционными для медиакапитала способами — массовыми увольнениями и сокращениями производства — без особых проблем для репутации, то для «альтернативного» сектора, годами критиковавшего ужесточение медиаменеджмента, это объяснять весьма непросто. Всё это, разумеется, ведёт к дальнейшему скукоживанию медиаплюрализма в США и опасениям сторонников классической демократии. Чей голос в американском медиапространстве становится всё тише и тише.
*, **, *** Признаны в РФ нежелательными организациями, деятельность которых запрещена на территории страны.
Фото – Кирилл Нестеров.