– Я сюда приехал 3 июля 2014 года, до начала конфликта меня здесь не было, – рассказывает Ахра Авидзба. – Меня сюда привело мое убеждение, что я должен помочь, и то, что в свое время моему народу помогли добровольцы. Я понимал с рассказов своих старших и в последующем, изучая и анализируя, насколько это окрыляет, воодушевляет, когда ты не один. Поэтому принял такое решение и пришел сюда, встал в ряды ополчения.
Вскоре участнику боевых действий поступило предложение возглавить отряд добровольцев – своего лидера выбрали остальные бойцы. Однако на это Ахра согласился не сразу: «Не хотел, сопротивлялся месяц». Позже группа ополченцев получила название «Пятнашка» – по количеству входивших в ее состав человек, выходец из Абхазии смог не только сплотить эту команду, но и объединить вокруг нее не одну тысячу человек.
– Потому что мы создали дух, и этим духом живут не только люди с автоматом в руках. У нас есть и федерация карате, и футбола, и лига КВН, и другие направления, которые живут этим духом – не внутри коллектива, именно внутри и за пределами республики, – рассказывает Ахра Авидзба.
В ходе конфликта на Донбассе командир «Пятнашки» получил 30 осколочных ранений, которые, как он признается, являются для него памятью об Углегорско-Дебальцевской операции, за выполнение которой он удостоился звания Героя ДНР. Ахра вспоминает самый важный эпизод этого события:
– Поступила команда, что подразделения остались без командиров. Понятно было, что мои ребята знали свою задачу, а остальные ее не до конца понимали, но они стояли на открытой местности и могли быть накрыты артиллерией. Было принято решение выдвинуться туда и забрать командование. Выдвинулся, по дороге обнаружил, что один снайпер «положил» отряд в овраги, то есть прижал их к земле. Мимо проходил танк, но солдаты лежали. Поэтому добрым командирским словом я сделал так, чтобы они с оврага все-таки переместились вперед, пошли в наступление. По дороге собрал их всех до кучи, заводил их в сторону блокпоста, который был уже нашими ребятами захвачен и зачищен, просто убирал их с открытой местности. Потом решил помочь танкисту, но понял, что не стоит этого делать, так как я уже был в полете, поймал противотанковую мину, она взорвалась в нескольких метрах от меня. Но успех был такой, что в Углегорск мы зашли.
Мирослав Смирнов поинтересовался у Ахры, что он думает о тех, кто покинул Россию, оставил родных и близких после того, как была объявлена СВО, в частности о тех, кто уехал в Грузию, противостоять которой Абхазии ранее помогали русские добровольцы.
– Мне все равно, пусть бегут. Другой вопрос – это же их Родина. И они будут на нее через забор смотреть. Тоска по Родине… Да пусть возвращаются в любой момент. Этим военным действиям будут памятники. Памятники ребятам, которые отдали свою жизнь за освобождение города, прикрывая товарищей, защищая мирное население. Разные памятники будут, как сегодня Великой Отечественной войне. Они же сюда вернутся, они с детьми будут гулять. А ребенок, он же наивный, он же спросит: «Папа, что за памятник?» А потом задаст следующий вопрос: «А где ты был?» Что они будут рассказывать?
О том, кто входит в состав «Пятнашки», почему бригада получила такое название и почему названия бригад не должны пугать врага, смотрите в полном видеоинтервью с Ахрой Авидзба в нашем телеграм-канале>>>
Фото – Мирослав Смирнов.