Продолжается специальная военная операция на Украине. В условиях, когда русские войска методично выдавливают неприятеля из Артёмовска и Марьинки, попутно проводя операции по окружению группировок противника в этих городах и Авдеевке, западной аудитории явно не хватает «экшна» и адреналина. На минувшей неделе эту прореху в медиапространстве попытались частично заполнить.
Американцы, известно, любят виды спорта, где результативные действия совершаются как можно чаще. Именно поэтому в особом почёте баскетбол, американский футбол, бейсбол. По той же причине соккер (европейский футбол) в «табели о рангах» находится далеко внизу от самых популярных видов в США видов спорта.
Поэтому длительный и упорный вооруженный конфликт — это не для американской аудитории. В этом случае падение интереса неизбежно, что постоянно и происходит. Поэтому интерес электората надо постоянно подогревать. И пока широко разрекламированное весенне контрнаступление ВСУ не началось, в ход пускаются старые и проверенные методы и уловки.
Одними из таких стали утечки информации из силовых структур США, разошедшиеся в эти дни по американскому медиамейнстриму, самым тесным образом с этими самыми структурами связанным. Все ведущие СМИ Соединённых Штатов — четыре общефедеральные сети, канал CNN, пять общенациональных газет — в эти дни эти «сливы» вынесли в топ новостей.
Американские силовые структуры — Пентагон и 17 разведок — имеют колоритнейшую историю утечек информации. Такие утечки бывают контролируемыми (например, «Панамские бумаги) и неуправляемыми (расследования Сноудена и WikiLeaks). Контролируемыми, как правило, являются сливы, отражающие борьбу внутри американского истеблишмента или же против внешнеполитического врага. «Русский след» в избрании Трампа президентом в 2016 году или информация о вовлечённости сына Байдена Хантера в коррупцию и иностранное лоббирование, а также ведении им асоциального образа жизни — именно из этого ряда. Таких примеров можно приводить десятки и сотни.
Однако механизм утечек может быть гораздо более сложным — и, похоже, нынешний случай как раз об этом. Как стало известно, первые сливы появились в интернете ещё в конце января. Однако американский информационный мейнстрим обратил на них внимание только сейчас. И если посмотреть на просочившиеся сведения внимательнее, то можно увидеть, что они весьма неоднородны.
В целом их структура такова:
– сведения, которые и так давно всем известны и не могут подвергаться сомнениям (о прослушке американскими спецслужбами европейских и других иностранных лидеров и политиков аргументировано и задокументировано было рассказано в расследованиях Сноудена в 2013 году);
– сведения, которые действительно могут иметь частичную актуальную секретность (о подготовке американцами украинских войск, 12 новых бригад, участии в вооружённом конфликте офицеров американского и британского спецназа и тому подобном);
– сведения, которые несут явные признаки использования их для отвлечения внимания от предыдущих (информация о том, что российские спецслужбы напичканы американскими агентами или о нехватке снарядов у ВСУ);
– сведения, которые, скорее всего являются достоверными, но не сильно заинтересуют западную аудиторию и используются для разбавления действительно важных (информация о тайных переговорах между Россией и Египтом о поставках оружия);
И так далее. Видится так, что в начале в интернет были слиты (в рамках внутренних противоречий американской элиты и борьбы разных группировок истеблишмента) действительно важные и секретные сведения, которые могут представлять определённый интерес . А затем американские СМИ, отрабатывая заказ, стали нейтрализовывать их информацией о прослушках, слабости украинской армии и иным. Что несёт в себе явные признаки медиафейков и информационной войны. Для отвлечения внимания от уже распространённого и введения в заблуждение как противника по информационной войне, так и своей общественности. Действительно секретные документы при этом разбавляются откровенной «ботвой» (всё по заветам Геббельса — ложные сведения должны сдабриваться правдивыми). Или же просто уже известными сведениями, которые тем не менее ещё способны вызвать определённый резонанс (о слежке за политиками). При этом не стоит забывать, что с начала года войска ЧВК «Вагнер» и Минобороны РФ на Донбассе стабильно добиваются успехов — пусть медленных, но верных. Поэтому западную аудиторию отвлекают и от этого.
Однако не стоит забывать, что настоящий «экшн» и адреналин американский и европейский электорат получит только в результате реальных успехов ВСУ, которых не было весьма давно. Поэтому нынешнее нагнетание активности в американских медиа — лишь информационная подготовка в рамках общей концепции контрнаступления. И специалистам из российских силовых структур предстоит тщательно изучить и проанализировать просочившиеся в СМИ сведения — чтобы отделить зёрна от плевел.
То есть ту информацию, которая действительно может стать полезной — от той, что на самом деле является дезинформацией и элементом психологической войны. А при подготовке к отражению контрнаступления опираться только на подтверждающиеся сведения и надёжные источники. Сентябрьские успехи ВСУ показали сколь важными для нынешней СВО являются разведданные. И хочется надеяться, что из тех событий были извлечены уроки. По крайней мере, мартовско-апрельская активизация российской авиации и артиллерии в местах непосредственного соприкосновения войск такую надежду даёт.
А сливы будут продолжаться и далее, без этого американской медиасфере никак. И в них и будущем придётся различать утечки и «утечки» (то есть по сути беллетристику). История знает немало случаев, когда дезинформация перед сражением становилась важным фактором победы или поражения. Вспомним битвы под Лаос и Камбрэ во время Первой Мировой войны; Курскую битву и операцию «Мясной фарш» во время Второй. Эти и другие примеры мы хорошо помним.
Автор: Владимир Сапунов
Фото – Кирилл Нестеров.